Напомним нашим читателям, что Европа долгое время старалась избегать подобных действий. Хотя Россия вышла за общепринятые международные рамки еще в 2014 году, державы Старого Света предпочитали делать вид, что ничего особенного не происходит, и только в нынешнем году ввели настоящие санкции.
И вот теперь они дали действенный эффект. Суд в Мюнхене конфисковал три квартиры, две из которых принадлежали некоему депутату Госдумы РФ, а одна – его жене. Официально никакие имена не называются, но, по косвенным данным, речь идет о депутате от КПРФ Романе Лябихове и его жене Елене Кузнецовой. В этих квартирах, которые сдаются в аренду, жильцы могут оставаться и далее, однако квартплату они должны теперь вносить не владельцам, а прокуратуре федеральной земли Бавария. Прежде в Германии замораживали собственность россиян, но конфисковали ее впервые.
Что это означает на практике? Российский политик обвинен в умышленном нарушении санкцонного режима – ведь он не жил сам в своей квартире, а сдавал ее за деньги, то есть использовал в коммерческих целях. Теперь ему грозит до пяти лет заключения, правда, лишь в том случае, если факт будет доказан, но за этим, скорее всего, дело не станет.
Сами же квартиры тогда перейдут в собственность ФРГ. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже высказалась в поддержку такого варианта. А вот Кристиан Линднер, министр финансов Германии, выступает решительно против – он считает, что это станет ударом по всей международной финансовой системе.
Нужно учитывать, что, помимо Романа Лябихова (если речь идет действительно о нем – напомним, что официального подтверждения пока что нет, а в парламентской фракции КПРФ вообще отрицают, что кто-либо из ее членов декларировал недвижимость в Германии), под санкциями оказались еще 350 депутатов Госдумы, которые призывали Путина признать «народные республики». Есть и другие российские политики и олигархи, которые владеют собственностью в Старом Свете, и если строго следовать санкционному режиму, то эта собственность на сумму 30 миллиардов евро должна быть конфискована, а транзакции на 200 миллиардов евро уже сейчас заблокированы. Европейские страны бедностью не отличаются, но даже по их меркам речь идет о цифрах далеко не маленьких.
Что делать? Тигра уже схватили за хвост и если его отпустить – последствия будут несколько отличаться от приятных. Российская верхушка поймет, что всерьез ее никто не рискнет трогать, а значит, она может позволить себе все что угодно. Европейцам остается идти до конца. Да и Урсула фон дер Ляйен – не такой человек, от мнения которого можно запросто отмахнуться.
Любимый прием российской власти, как известно – повышение ставок. Достаточно вспомнить знаменитый вопрос Дмитрия Рогозина к руководителям НАТО, готовы ли они умереть за Нарву. Но теперь и европейцам ничего не остается, кроме как тоже повышать ставки. Если введены санкции – значит, они должны действовать, независимо от того, о каких суммах идет речь и насколько важные персоны здесь затронуты. Других вариантов нет.
А принадлежат квартиры в Мюнхене Роману Лябихову и его жене или же кому-то другому – не так уж важно. Депутатов в России хватает, зарубежной собственности у них – тоже.