17 июня Европейская комиссия обнародовала свое заключение, в котором рекомендовала признать европейскую перспективу Украины и предоставить нашему государству статус кандидата на вступление в сообщество.
Конечно же, кандидатство — это далеко не полноценное членство, но тоже имеет много позитивных моментов. Во-первых, статус кандидата открывает Украине доступ к новому инструменту. Это большая многомиллиардная бюджетная линия, которая делится между государствами-кандидатами. И теперь Украина и Молдова будут иметь к ней доступ, и сумма на инструменты расширения может даже увеличиться. Этот инструмент необходим для того, чтобы помочь государствам-кандидатам адаптироваться, изменять законодательство и определенные процедуры.
Во-вторых, получение статуса кандидата поднимет моральный дух Украины.
В-третьих, некоторые эксперты считают, что получение Украиной статуса кандидата в члены ЕС поможет Украине приблизиться и к НАТО.
Кроме того, как сказал премьер Денис Шмыгаль, аккумулируя средства для восстановления Украины сегодня через специальный Трастовой фонд солидарности, ЕС будет относиться к таким инвестициям не как к послевоенному восстановлению третьей страны, а как к инвестированию в благосостояние потенциального будущего члена ЕС.
По словам политического аналитика и главного редактора портала After Empire Ольги Курносовой, главное то, что Украина получит именно полноценный, полновесный кандидатский статус, а не его альтернативы, которые озвучивались в прошлые месяцы, вроде «потенциального кандидатства» или «кандидатства с условиями».
В выводе Еврокомиссии указан ряд первоочередных шагов, которые должен сделать Киев, чтобы подтвердить свои амбиции и обещания. В частности, усилить борьбу с коррупцией, назначив глав НАБУ и САП, сделав ряд шагов в судебной сфере, имплементировать антиолигархический закон и изменить закон о медиа и т. д. Очевидно, эти рекомендации войдут и в итоговое решение саммита ЕС о статусе кандидата.
Комиссия отдельно подчеркнула, что будет мониторить прогресс по этим направлениям, а оценку дадут в конце 2022 года. Более того, прямо прописано, что в случае отката Украины по каким-то пунктам уже достигнутые шаги могут отмотать назад. Проще говоря, статус кандидата, в принципе, могут и забрать.
Но на такой шаг Брюссель вряд ли пойдет, потому что это будет уже явным перебором, подобных прецедентов не было. Зато заморозить Украину в кандидатском статусе, не переходя к следующему этапу, открытию переговоров о членстве, — как раз реально.
К примеру, у Албании эта фаза заняла шесть лет, у Северной Македонии — почти пятнадцать.
На этом этапе, как и на последующих, Украине придется прислушиваться к пожеланиям отдельных стран – членов ЕС. В этом и кроется разгадка того, почему Венгрия, с которой у Украины самые плохие отношения во всем ЕС, не стала блокировать предоставление кандидатства, хотя от Будапешта такого вроде бы можно было ожидать в первую очередь.
«Почему Венгрия готова сейчас голосовать за статус кандидата? Потому что потом у нее откроются новые возможности для политического давления. Почему Северная Македония так долго не могла начать свои переговоры о членстве? Потому что сначала Греция блокировала, потом Болгария», – сказал политический эксперт Геннадий Максак.
Но у Украины есть нерешенная проблема — российская агрессия. И пока война с РФ не закончится на удовлетворительных для Украины условиях, перейти к стадии переговоров о членстве может быть непросто. И это явно не вопрос ближайших месяцев, о чем открыто говорят не только в Киеве, но и в европейских столицах.
Да и сам по себе этап переговоров — очень непростой, надо будет системно гармонизировать законодательство Украины с ЕС в 35 сферах. Только на это, а также на итоговое одобрение членства Украины в каждой из стран ЕС по отдельности, однозначно уйдут годы. Но процесс вступления все же наконец-то запущен.
Но главное — поможет ли это Украине выиграть войну с Россией? Как отмечает Ольга Курносова, новый статус Украины в качестве кандидата в члены ЕС достаточно серьезно изменит не столько соотношение сил, сколько политическую и идеологическую составляющую.
«Кремль очень любит ссылаться на то, что Украина является расходным материалом для Запада в том, чтобы противостоять России. И собственно получение Украиной статуса кандидата в члены ЕС показывает то, что это не расходный материал, а это, по большему счету, член семьи. Потому что ЕС — это такое государственное образование, которое объединяет всю Европу. Это совершенно новые отношения и новое взаимодействие. Не просто углубленное сотрудничество, а новый статус кандидата в члены ЕС», — считает Ольга Курносова.
По ее словам, политический вес Украины теперь будет другой.
«И изменится также и риторика РФ, она может стать еще более агрессивной, хотя, казалось бы, куда уже больше? Но на конкретные военные действия это напрямую не повлияет. А если и повлияет, то, наоборот, в сторону ослабления войны», — говорит Ольга Курносова.
«Украине нужно было предложить перспективу членства намного раньше, — сказал депутат Европарламента Франк Шиммельпфенниг. — Это был бы самый мощный инструмент, вдохновляющий на демократизацию».
Позиция РФ по поводу вступления Украины в ЕС несколько раз менялась. Сначала государство-агрессор было не против, а уже 12 мая в Кремле заявили, что Россия изменила свою позицию и уже относится к планам Украины вступить в ЕС так же, как к планам Киева стать членом НАТО, то есть отрицательно.
Однако открытым остается вопрос: а какие же действия предпримет Россия после признания Украины кандидатом в члены ЕС и не станет ли это началом новой, еще более горячей фазы войны?