Телеграм после 24 февраля заблокирован не был. Мало того, его роль после блокировки Инстаграма и Фейсбука только усилилась. Впрочем, если говорить о Фейсбуке, дело не только в блокировке, а прежде всего — в неведомых «правилах сообщества», выносимых непонятно за что банах и широких возможностях для стукачества (то есть «жалоб»).
Но в Телеграме идет своя «спецоперация»: каналы Z, так называемые патриоты, пытаются провести его захват. Издание The Bell провело расследование того, что происходит сейчас с соцсетью Павла Дурова.
Число постоянных (то есть открывающих хотя бы раз в день) пользователей Телеграма в РФ — 40 млн человек, 32,8% населения страны. Понятно, что за такую аудиторию ведется борьба. Тем более что именно здесь, а не в госСМИ, люди стараются найти правдивую информацию о войне в Украине.
А могут получить кое-что противоположное. В первый же день «спецоперации» появилось 35 каналов в ее поддержку. На сотый день их было уже 500.
Но самое странное — то, как резко вырвались вперед каналы Рамзана Кадырова и Владимира Соловьева.
The Bell сообщает:
«На 24 февраля 2022 года у канала Кадырова было всего около 60 тыс. подписчиков. Но за следующие три месяца он обошел каналы агентства РИА «Новости», Mash, Моргенштерна, Ксении Собчак и многих других лидеров Телеграма. А к середине июня аудитория главы Чечни перевалила за 2,5 млн».
Как выглядит раскрутка телеграм-каналов? Она примерно такая же, как и в других соцсетях. «Перекрестное опыление»: ссылки, репосты, цитирование. Соответственно, наращиванию аудитории Кадырова это и способствует. Примерно это же происходит с Соловьевым: провоенные каналы масштабно цитируют одного и второго.
Индекс цитирования (ИЦ) можно накрутить разными способами — например, цитированием в сотне маленьких каналов с ботами. Дешевые боты — это роботы, которые имитируют активность живых пользователей, подписываются, лайкают и комментируют публикации. Есть и более дорогие — живые пользователи, выполняющие эту функцию за деньги.
Впрочем, раскручиваются таким образом не все. К примеру, Маргарита Симоньян увеличила свою аудиторию, но рост не столь взрывной, как у Кадырова. Судя по всему, у последнего используют технологии продвижения. The Bell называет в качестве предположительных авторов идеи раскрутки Тину Канделаки. В настоящий момент она — заместитель гендиректора «Газпром-медиа».
По словам одного из источников, «Канделаки консультировала Кадырова по вопросам продвижения в соцсетях и СМИ задолго до войны, а после — смогла «продать» ему идею масштабного продвижения в Телеграме».
Но самый мощный рост отмечен не у каналов Кадырова и Словьева, а у анонимов «СМИ Россия Украина». Вначале он был далек от политики и от войн, ребрендинг провели после 24 февраля.
«СМИ Россия Украина» носит вполне характерную направленность: резкая критика ВСУ и США, выпады в адрес Джо Байдена. При этом новости о «не-войне» идут без ссылок на источники. Что, по идее, должно резко снизить численность аудитории. Но этого не происходит. «В рекламе канала часто появляется фраза «Без воды и фейков», но при поверхностной проверке за первые две недели мая корреспондент The Bell насчитал примерно три десятка постов, информация в которых не поддается проверке и выглядит сомнительной», — сообщают расследователи.
Сейчас канал «СМИ Россия Украина» выставлен на продажу за 33 млн руб.
Еще в марте издание «Фонтанка» обнаружило в Петербурге частный проект «Кибер фронт Z» — «фабрику» по производству комментариев в поддержку военных действий в Украине в Телеграме и Ютубе. Комментаторы зарабатывают по 45 тыс. рублей в месяц, работают по графику два через два и публикуют не менее 200 комментариев в день. На смену выходят 100 человек. Первый месяц работы нужно присутствовать в офисе в здании бывшего машиностроительного завода «Арсенал». Ранее газета «Деловой Петербург» сообщала: часть заводских помещений используется сыном экс-президента Украины Виктора Януковича Александром Януковичем. А набор комментаторов в «Кибер фронт Z» предположительно курировал человек, ранее имевший опыт «фабрики троллей» путинского повара Евгения Пригожина.
Проще говоря, происходит возвращение к старой и очень недоброй технологии, которая была разоблачена еще в 2013 году. Но с тех пор она все равно работает: комментарии пишутся по заказу. Теперь и в Телеграм. Что рано или поздно (скорее, рано) ударит по самим «патриотам» — никого из них просто не станут считать непроплаченными, а доверие — рухнет до нуля.