ghost
Остальное

Спецоперация по невыплате зарплаты. Как война в Украине лишила уральских рабочих дохода

Фото Станислава Савина
25 июня, 2022

Работники уральского компрессорного завода устроили забастовку из-за задержки зарплат.

Бастующим рабочим обещали выплатить долги по зарплате в понедельник, 27 июня. Директор предприятия Денис Тасаков стал известен после того, как на днях сказал, что задолженность перед сотрудниками возникла из-за «спецоперации России» в Украине, а рабочие в Великую Отечественную войну вообще денег не просили. Следователи возбудили уголовное дело о невыплате зарплаты. Ситуация на уральском заводе стала символом того, что развивающийся экономический кризис может не только привести к росту цен, но и лишить многих россиян работы.

Руководство Уральского компрессорного завода обещает в понедельник, 27 июня, выплатить все долги по зарплате. Задержки с ее невыплатой начались в конце 2021 — начале 2022 года.

«В понедельник мы полностью рассчитаемся, в том числе с теми людьми, которые сегодня не вышли на работу. Ситуация полностью нормализовалась. Более 90% коллектива вышли на работу. С понедельника выходят все 100%», — сказал «Утру Февраля» депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, который выступил посредником между бастующими рабочими и руководителем предприятия Денисом Тасаковым.

В администрации завода «Утру Февраля» сообщили, что перед рабочими осталась задолженность только за май, «но и та частично уже погашена».

Депутат Вячеслав Вегнер объяснил, что рабочие остались без зарплаты, потому что самому заводу задолжали его партнеры.

«Это было связано с неоплатой заказчиками предприятия поставленной готовой продукции. По некоторым заказам была задолженность с прошлого года. Снежный ком нарастал, нарастал. И предприятие попало в достаточно сложную ситуацию», — сказал парламентарий.

Пришлось вмешаться министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, а также губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Они помогли убедить компании, у которых были долги перед заводом, найти деньги.

«Вот такими общими усилиями, кто как мог, с предприятиями, которые являются потребителями продукции (договаривались, — ред.). Не говорю про давление, но увещевание возымело действие. Деньги начали поступать. Практически за два дня полностью погасили за апрель и часть мая», — рассказал Вегнер.

Зарплату рабочим Уральского компрессорного завода перестали платить в апреле. Согласно данным системы СПАРК, в штате предприятия 389 сотрудников. В начале июня 50 человек отказались выходить на работу. Некоторые рабочие на сдельной оплате согласились делать по одной детали в день.

Директор завода Денис Тасаков объяснил, что причиной невыплаты стала «спецоперация» России в Украине, а точнее последовавшие санкции.

«Многие предприятия, с которыми мы сотрудничаем, попали под санкции, их деньги зависли в санкционных банках на спецсчетах. У некоторых были экспортные контракты, за которые они не могут получить деньги, плюс курс валют практически в убыток всех приводит. Соответственно, эти предприятия не рассчитываются с нами», — ранее сказал руководитель в интервью уральскому информационному агентству «Европейско-Азиатские Новости».

В том же разговоре Тасаков произнес фразу, ставшую знаменитой, фактически обвинив рабочих в том, что они выступают против интересов страны: «Я ни перед кем не хочу извиняться, потому что все должны понимать ситуацию. В Великую Отечественную войну никто не спрашивал про зарплату, а у нас гособоронзаказ, и он сейчас под угрозой срыва. Люди (российские военные, — ред.) погибают, и это, мне кажется, важнее».

За день до этого заявления Следственный отдел по Октябрьскому району СК России по Свердловской области возбудил уголовное дело в отношении неустановленных лиц в связи с невыплатой заработной платы (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ). Максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет.

По оценке следователей, задолженность более чем перед 300 сотрудниками превышает 20 млн руб.

В пятницу, 24 июня, директор встретился с рабочими. Рассказал, как будет дальше решать вопросы с зарплатами. В ближайшее время завод должен получить госзаказ на 200 млн рублей. Планируется продать несколько административных зданий. Тасаков пообещал увольнять тех людей, кто будет призывать к забастовке.

«Если продолжат появляться люди, агитирующие не выходить на работу, что чревато срывом гособоронзаказа, с такими я буду расставаться. Потому что при срыве гособоронзаказа меня уже спросят: “А почему вы не приняли меры?” А принять меры — по сути означает уволить таких людей», — заявил директор в интервью екатеринбургскому порталу 66.ru.

На встрече с рабочими он сообщил, что к нему приходили сотрудники ФСБ: «Их интересует, не сорвем ли мы гособоронзаказ». Что конкретно выпускает завод для вооруженных сил России — закрытая информация.

Часть должников — крупные компании, в том числе связанные с госкорпорацией «Ростех» — монополистом в сфере экспорта вооружений.

«Началась спецоперация. Естественно, у заказчиков возникли проблемы. Там же крупные компании, связанные с “Ростехом”. Они попали под санкции и не смогли выплачивать», — рассказала «Утру Февраля» журналист портала 66.ru Дарья Александрович. По ее словам, проблемы у завода были и раньше. За несколько лет сменилось несколько руководителей: «Когда пришел новый директор в 2020 году, к тому времени у предприятия уже были убытки из-за того, что часть заказчиков не рассчитывалась».

Рабочие рассказывают, что задержки зарплат начались еще в октябре прошлого года.

«Счета действительно были арестованы, так как у завода огромные долги по налогам. Первым выплачивали зарплату в цехе с задержкой 2–3 недели. Мастера, начальники цехов, технологи сидели без денег вообще по 1,5 месяца», — рассказал URA.RU оператор станков ЧПУ седьмого цеха.

Средняя зарплата на предприятии, по оценке рабочих, — 50 тыс. рублей.

Согласно данным СПАРК, в прошлом году убыток завода составил 154 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей. От предприятия через суд требуют 105 млн рублей. Сам завод пытается отсудить у партнеров 27 млн рублей.

Депутат Вячеслав Вегнер считает, что вина за долги лежит на прежних руководителях завода.

«Предыдущий менеджмент “накосорезил”. Тот директор, который сейчас пришел (в августе 2021 года, — ред.), является сособственником этого завода. Он заинтересован в выстраивании работы. Некоторые цеха уже загружены на 150%. Производим оборудование для нефтяной и газовой промышленности, для медицины — все, что связано с кислородом», — объясняет парламентарий.

При этом есть вопрос, кто сегодня отвечает за работу завода. Согласно данным того же СПАРКа, в мае этого года Тасакова на посту руководителя предприятия сменил Алексей Копалов, который стал исполняющим обязанности директора. Депутат Вячеслав Вегнер уточняет, что Копалова он видел, но он не главный. Он может быть исполнительным директором, отвечающим за решение производственных проблем.

Но вопросы на этом не заканчиваются. Уральский компрессорный завод (АО УКЗ) полностью контролируется ООО «УКЗ-ИНВЕСТ». И среди ее владельцев нет Дениса Тасакова. Правда, собственником записана Маргарита Тасакова. И еще пять человек. Каждый из них владеет долей от 14 до 17%.

Впрочем, эти люди в ближайшее время могут продать свои доли. Депутат Вячеслав Вегнер предлагает «Ростеху» купить уральское предприятие.

«Я направлю обращение в “Ростех” с просьбой проработать вопрос — выкупить этот завод у собственников. Завод выпускает специфическую (военную, — ред.) продукцию. Я думаю, что такие заводы должны быть в собственности государства», — отметил парламентарий.

Ситуация на уральском предприятии показательна тем, что отражает не только экономические последствия российского вторжения России в Украину в виде санкций, невыплаты зарплат. Безработица может прийти в каждый дом. Кроме этого, из-за войны сами Вооруженные силы РФ могут быть лишены важных компонентов — продукции оборонных заводов.

СПРАВКА

Уральский компрессорный завод был основан в 1933 году как предприятие дорожного машиностроения. В годы войны там производили минометное вооружение. С 1946 года начал выпускать компрессорное оборудование, с 2004 года — криогенную технику, которая используется в науке, медицине, электровакуумной промышленности, теплоэнергетике, сельском хозяйстве, при производстве стекла, в металлургии, атомной энергетики, в работе спасателей.