В НАТО заявлено о достижении компромисса с Турцией по вопросу вступления в альянс Финляндии и Швеции. Таким образом, единственное серьезное препятствие для вхождения двух скандинавских стран в НАТО снимается.
«Я рад объявить, что у нас есть соглашение, которое устраняет препятствия для вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Турция, Финляндия и Швеция подписали меморандум, который учитывает озабоченность Турции, в том числе по поводу экспорта оружия и борьбы с терроризмом», — заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в беседе с журналистами в кулуарах саммита НАТО в Мадриде.
Переговоры между президентами Турции и Финляндии Эрдоганом и Ниинистё, премьер-министром Швеции Магдаленой Андерссон и генсеком НАТО прошли в закрытом режиме. Итогом стало согласование меморандума о заявках Стокгольма и Хельсинки на вступление в НАТО.
Турция подтвердила приверженность политике открытых дверей НАТО. При этом условия, которые ранее ею выдвигались, будут выполнены.
Агентство «Анадолу» приводит их перечень: сотрудничество с Турцией в борьбе с Курдской рабочей партией (КРП) и ее сирийскими ответвлениями, предотвращение деятельности КРП на своей территории, расследование сбора средств для этой организации. В Турции КРП считается террористической организацией.
Помимо этого, заявлено, что на нынешний момент между Турцией, Финляндией и Швецией нет национальных эмбарго на поставки оружия.
Финляндия и Швеция обязуются поддерживать участие Турции, не входящей в ЕС, в инициативы Общей политики безопасности и обороны Евросоюза, включая участие в проекте PESCO по военной мобильности. Ранее Турции было в этом отказано.
Возражения турецкой стороны, озвученные в мае-июне Эрдоганом, звучали так: «Пока Тайип Эрдоган является главой Турецкой Республики, мы не можем сказать «да» вступлению в НАТО странам, поддерживающим терроризм» (29.05.2022); «Я не изменю позицию по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО до тех пор, пока они не начнут предпринимать конкретные шаги по устранению обеспокоенности Анкары» (15.06.22).
Поскольку Эрдоган остается главой Турции, вывод из переговоров и меморандума один: ныне эти возражения полностью сняты.
В самой Турции новость о меморандуме вызвала удивление: предполагался долгий торг, однако все произошло почти молниеносно.
А Москва теперь получает весьма протяженную границу с НАТО.
Политолог Анатолий Несмиян считает произошедшее знаковым событием для Кремля — истинные цели т.н. «спецоперации» провалены:
«»Спецоперацию» предварял грозный ультиматум в адрес НАТО вернуться к границам 1997 года. Когда НАТО собрало мысли в кучу на предмет «О чем вообще речь», то ответ был весьма однозначным: 12 января 2022 года НАТО прямо ответило отказом на все выдвинутые требования. (В скобках стоит сказать, что Кремль выдвинул в принципе невыполнимый ультиматум, так как механизма отказа от ранее принятых решений в НАТО вообще не существует…).
Чуть более чем через месяц началась «спец-операция», и уже в ее начале Лавров снова возвратился к уже отвергнутому ультиматуму и снова потребовал все то же самое. Другого объяснения, что ультиматум и спецоперация прямо связаны между собой и являются в чистом виде причинно-следственной связью, предположить сложно. Для зомби-патриотов выдумали историю про то, что в Кремле икра не лезет в рот, как им там вдруг стало жаль стенающий Донбасс, но реальность всегда циничнее даже самых отмороженных российских пропагандистов.
Нет никаких сомнений, что в случае проведения победного парада на Крещатике требования Кремля были бы кратно усилены и расширены. Но, как теперь известно, с парадом не срослось. Скорее, наоборот.
Теперь НАТО снова отвечает Кремлю. Вы хотели вернуть нас в 1997 год? Получите 2022. И еще двух членов НАТО в нагрузку. Понятно, что в такой ситуации вспоминать про ультиматум уже как-то совсем неприлично, а потому аргументация и обоснования спецоперации кардинально изменились».
Турция позаботилась о своих интересах. Но многих обеспокоило, что теперь будет с курдами в Европе?
Авторы телеграм-канала «Ваш покорный слуга QR-Кот» не считают ситуацию слишком тревожной:
«Довольно странно выглядит, когда РПК приравнивают ко всем курдам вообще. Мол, финны и шведы «слили курдов».
Да нет же! Кроме того, вряд ли слили. Почему-то кажется, что пока будут готовить и согласовывать механизмы экстрадиции, все, кому она угрожает, смогут спокойно уехать куда-нибудь в более безопасное место.
Да и в принципе, не дело это. У финнов уже был опыт такого сотрудничества со «Свободным Ачехом». Базировались в Финляндии, их партизаны бегали по джунглям Суматры, положили тысячи своих и чужих… а ради чего? А ради того, чтобы Ачех получил автономию в Индонезии — и новые власти смогли пороть за не-преступления местных жителей. Вот и все великие достижения этих сепаров.
РПК — это, конечно, совершенно другое, но…»
Близкую точку зрения приводит и телеграм-канал «СерпомПо»:
«Очень сомнительно, чтобы скандинавы завтра начали бы «сотрудничать» и сдавать ненавистных турецкому режиму курдских активистов. Это может грозить уже очень далеко идущими скандалами и внутриполитическими кризисами в самих Швеции и Финляндии. Скорее всего, старшие западные товарищи, попросив «северян» подписать формальные бумажки, объяснили Реджепу, где его место в этой глобальной антипутинской конфигурации».
Телеграм-канал «Повестка дня Турции» комментирует ситуацию с точки зрения последствий:
«В Турции задаются вопросом: какой будет реакция Москвы в адрес Анкары?
Кто-то считает, что никакой, Турция не присоединилась к антироссийским санкциям. Кто-то считает, что какая-то будет, но не явная. Кто-то считает, что это будет отражено в Сирии. Само по себе интересно, что вообще это обсуждается. Ведь Турция мешала Швеции и Финляндии вступить в НАТО не ради России. А ради своих интересов».
Так или иначе, вопрос практически решен. И Москве противопоставить будет нечего.