ghost
Остальное

Курская дуга-2. Как Россия хочет захватить Донецкую область

5 июля, 2022

Украинские войска действительно отступили из Лисичанска. Это последний крупный город в агломерации, которую ВСУ удерживали более трех месяцев. Блицкриг российской армии не удался даже на таком маленьком участке фронта.

  • Украинская армия отступила из Лисичанска, измотав российский наступательный потенциал
  • Линия фронта теперь выравнивается, ВСУ будет проще держать оборону
  • Российская армия пытается окружить украинскую, но окажется в положении немцев на Курской дуге

Москва наконец-то выполнила условные 50 процентов заявленных целей войны с Украиной – теперь можно считать, что фактически Луганская область полностью перешла под их контроль. Вторая часть – Донецкая область, еще на треть подконтрольна украинским военным, и теперь за эту территорию развернется главная битва.

Захват Лисичанска ценой огромных потерь

Вечером 3 июля президент Украины Владимир Зеленский в своем ежедневном обращении сказал, что Киев отвел войска из Лисичанска и фактически признал угрозу потери всей Луганской области. Однако объяснил логику решений военного командования: «Если командование нашей армии и забирает людей с определенных точек фронта, где враг имеет самое значительное огневое преимущество, – в том числе это касается и Лисичанска, – это означает только одно: мы вернемся туда благодаря нашей тактике и благодаря наращиванию поставок современного оружия. Украина ничего не отдает. Не меньшую роль играет и то, что мы бережем жизнь наших воинов. Стены мы отстроим, землю отвоюем, а людей надо беречь прежде всего».

Тактику, о которой говорит президент, подробнее объясняет глава Луганской военно-гражданской администрации Сергей Гайдай: «Наши военные могли бы еще долго удерживать город, но сейчас Россия имеет огромное преимущество в артиллерии и боеприпасах. Они просто уничтожили бы город издалека, поэтому не было смысла оставаться. Мы бы попали в окружение и должны были бы сидеть там, пока город обстреливают. Поэтому мы решили не допускать окружения, чтобы не пытаться отступать все сразу».

Гайдай раскрыл дальнейшие планы ВСУ: «Решили отойти на готовые укрепленные позиции дальше на запад, занять их и оттуда продолжить борьбу с российской армией. Как следствие, все ушли без потерь».

В Киеве говорят, что могли бы и дальше держать Лисичанск, но у российской армии были превосходящие силы в пехоте и артиллерии. Поэтому решили не нести ненужные потери.

Политолог Кирилл Сазонов, который сейчас находится на фронте, описывает ситуацию на своей странице в Фейсбуке прямо с места боев: «Поскольку мы стояли не в самом Лисичанске, а как раз уже на выходе в направлении Горского – то высоты были у нас за спиной, а перед нами дорога на Тошковку. И я мог бы много рассказать, как по нам прилетало. Там наша арта (артиллерия) была, а “оркская” – впереди. Слышно постоянно, а в темноте еще и вспышки. Эти высоты утюжили со всего. Постоянно. Иногда падало на нас. То мины, то грады».

При этом потери российской армии оказались огромными, рассказывает волонтер Андрей Рымарук: «При штурме Лисичанска войска РФ положили два танковых бата (батальона, – ред.), почти три бригады техники и личного состава».

Неудачное окружение

Котел, которым так пугали российские пропагандисты, так и не удалось закрыть. Украинские военные организованно покинули предполагаемое окружение. Сейчас они еще продолжают держать оборону в нескольких селах Луганской области, чтобы построить новые фортификационные сооружения на новой линии обороны: Бахмут – Северск – Славянск.

Инфографика: ISW

3 июля в так называемой «ЛНР» уже успели провозгласить новым «Днем победы», якобы вся территория области уже захвачена. Но это не соответствует действительности. На новые рубежи российские войска все еще не вышли, пока они способны только обстреливать близлежащие города из дальнобойной артиллерии и РСЗО.

Тактика выжженной земли, которая является основной у Кремля, продолжается. В последние дни усилились обстрелы Краматорска, Славянска, Бахмута и Северска. Теперь штурмовать попытаются один или несколько из этих городов.

Взятие Лисичанска пытаются преподнести как стратегическое достижение, но теперь и без того медленное продвижение может затормозить еще больше. Вся северодонецкая агломерация была огромным клином в линии фронта, протяженностью в десятки километров. После выравнивания позиций концентрация выведенных украинских войск вырастет, и пробить такую оборону будет сложнее.

В российском Генштабе рисуют множество окружений, но из карты в реальность они не переносятся. Украинское командование больше не допускает ошибок 2014–15 годов, когда войска в Иловайске и Дебальцево попадали в котлы. Личный состав с техникой заранее выводится из потенциально опасных локаций.

Славянск, который находится на возвышенности, Украина превратила в неприступную крепость. Каждый новый город, который штурмует российская армия, требует все больше сил, хотя их у России становится только меньше.

В Москве думают, что в скором времени смогут захватить полностью Донецкую область, после чего, по их планам, настанет развилка в решении – воевать дальше на юге или пытаться заключить мир с Украиной. Однако это – если в принципе получится одолеть украинскую армию на востоке.

Курская дуга на Донбассе

После трех месяцев изнурительных боев по захвату Луганской области, части Харьковской и Донецкой теперь север Донбасса стал главной целью российской армии. Россия продолжает следовать своей идее фикс – окружить восточный украинский фронт.

Wikimedia, Creative Commons

Несмотря на очевидный провал уже нескольких таких попыток, стратегию в Кремле не меняют. Поэтому российские войска могут оказаться в ситуации Курской дуги – одного из крупнейших сражений Второй мировой войны, правда, теперь Москва повторяет ошибки Третьего рейха. А положение войск на фронте идентично немецкому катастрофическому поражению 1943 года.

Курская дуга – выступ советских войск в линии фронта, который немцы пытались взять в «клешни». Подготовка в Берлине началась еще в марте 43-го, а операция планировалась на июль. В апреле британская разведка узнала про намерения Берлина, и поделилась с Москвой, чтобы там могли обыграть противника.

Если же нацисты попались на утечке информации из-за плохого шифрования, то сейчас гении военного дела в Москве даже не пытаются хранить секреты. Нынешняя операция по захвату Донбасса открыто обсуждается по телевидению и на пропагандистских ресурсах. Очевидно, что в Киеве смогут подготовиться.

В первых числах июля 43-го года огромный танковый кулак при поддержке артиллерии, авиации и пехоты начал наступление с севера и юга на известные поселки Поныри и Прохоровка. Так хотели окружить группировку советских войск – Степной фронт. Лучше оснащенная немецкая бронетехника в огромном количестве должна была гарантировать успех.

Сейчас российские войска пытаются штурмовать точно так же – на северном направлении на Славянск и Барвенково, а на южном также ищут слабые места, начиная от запорожского направления, заканчивая Бахмутом, смотря где получится.

Удар Вермахта действительно был разрушительным, на многих участках фронт прорвали, но буквально на несколько километров. Берлину пришлось бросить даже все резервы в бой, чтобы наступление не захлебнулось, но советские войска, выдержав несколько атак, перешли в контрнаступление. Немцам пришлось отступать с занятых позиций уже через несколько дней.

Тем временем, зная, что все резервы немецкой армии сосредоточены под Курском, советская армия пошла в наступление севернее – в Калужской и Брянской областях и южнее – в Харьковской области. Оба направления оказались успешными – немцам пришлось отступать на территорию современных Украины и Беларуси.

План украинского командования также просочился в прессу – западные СМИ пишут о подготовке к контрнаступлению в Херсонской области. То есть Донбасс как отвлекающий маневр и место уничтожения всех российских резервов свою цель отлично выполнил.

Авторитетное американское издание The Economist пишет: «Украина уделяет первоочередное внимание попыткам вернуть Херсонскую область. Армия уже может похвастаться тактическими успехами. Офицер военной разведки рассказывает, что передовые части сейчас находятся в пределах досягаемости снайперов (примерно в километре) от окраин Херсона. «Следующая неделя или две будут еще интереснее», — обещает он.

Советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович также считает, что следующий этап – контрнаступление на юге. Оборону Лисичанско-Северодонецкой агломерации называет успешной военной операцией и перечисляет выполненные задачи ВСУ: «Сковать основные силы противника, нанести им потери, выиграть время для поставок западного вооружения и совершенствования второй линии обороны, создать условия для наших наступательных действий на других участках фронта. Все задачи операции – выполнены: «Химарсы» тут, потери у россиян ужасающие, вторая линия обороны в готовности, ЗСУ ведет контрнаступательные действия на трех (!) участках фронта: под Угледаром, на Запорожском направлении, на Херсонском».

Курское сражение примечательно не только само по себе, но и в контексте всей войны. Даже после поражения под Сталинградом у Гитлера еще надеялись снова пойти в наступление. Тогда решили дать «генеральное сражение» Красной армии, которое, впрочем, проиграли. После этого инициатива перешла полностью Советскому Союзу, а Германия отступала до самого 1945 года.

Последний рывок Москвы сейчас может обернуться точно такой же катастрофой. В украинской разведке спрогнозировали контрнаступление именно на август. Во-первых, по причине ослабления российской армии, во-вторых, по количеству полученного западного вооружения, в-третьих, по перехвату стратегической инициативы.

Освобождение отдельных населенных пунктов украинской армией происходит по всей линии фронта, на острове Змеиный водрузили украинский флаг. Поэтому и отступление российских войск может начаться очень неожиданно.