ghost
Остальное

Госдума РФ в ударном темпе приняла сразу несколько репрессивных статей УК

6 июля, 2022

  • Депутаты Госдумы РФ приняли в третьем чтении сразу несколько репрессивных статей УК
  • Добавлено наказание за неоднократную демонстрацию нацистской и экстремистской символики 
  • Еще две статьи касаются выезда за рубеж носителей гостайны и за «злостное нарушение правил, призванных обеспечить устойчивое функционирование интернета в России» 

Госдума РФ перед уходом на парламентские каникулы приняла, как ранее и намеревалась, несколько новых репрессивных законов.

В Уголовный кодекс внесено сразу несколько новых статей. Начнем с уголовной ответственности за повторную пропаганду нацизма и экстремизма, а также публичную демонстрацию нацистской или экстремистской символики или за их изготовление/приобретение с целью сбыта или пропаганды.

Во-первых, статья — накопительная. Первое нарушение карается в административном порядке, второе — уже считается преступлением. Что, вне всякого сомнения, выглядит глумлением над понятиями «право» и «справедливость». Но принятая несколько лет назад статья о «неоднократном нарушении правил проведения митинга» открыла ящик Пандоры для новых и новых накопительных статей.

С нацисткой символикой все, конечно, понятно. Хотя нет, не все. Например, является ли демонстрацией нацистской символики репродукция фото или картины с Парадом Победы. Там нацистская символика представлена, ее бросают к подножию Мавзолея. Или теперь символику надо размыть — и будет непонятно, что именно солдаты-победители держат в руках? А как быть с публикацией антинацистских плакатов, где есть сломанная или выброшенная свастика? Или — с карикатурами Кукрыниксов?

А эти карикатуры, между прочим, часть истории. Столь любимой Путиным.

А с экстремистской символикой и вообще ситуация не очень ясна. Кроме одного момента: ее вписали в закон из-за Навального и навальнистов. Например, к свастике приравнивается значок «Умного голосования».

Но ведь экстремистской признали компанию «Мета», которая владеет Фейсбуком и Инстаграмом. А что такое значок Фейсбука на экране телефона? И его при желании можно трактовать как «экстремистскую символику». Если нет четкости, то все будет зависеть от следствия и судов, а последние страдают невероятным доверием к следствию…

В общем, теперь за повторную демонстрацию свастики (или значка ФБК) в РФ будет грозить штраф от 600 тыс. до 1 млн рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Вторая из добавленных статей — о выезде из РФ гражданина, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из страны заведомо для него ограничено. Караться это будет не столь строго, как повторная демонстрация значка «Умного голосования»: всего-то — штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 3 лет.

Но если носителя гостайны развернули на границе, значит, факта выезда не было — и карать его не за что? А если пересечение госграницы все-таки состоялось, то как этого носителя достать, чтобы покарать? Разве что заочно осудить — чтобы уж точно не вернулся!

Одобрила Госдума и еще одну накопительную статью — для провайдеров. «Злостное нарушение правил, призванных обеспечить устойчивое функционирование интернета в России» — карается штрафом от 700 тыс. до 1,5 млн рублей (или в размере зарплаты осужденного за период от 1 года до 18 месяцев), либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок.

И все-таки, о чем тут идет речь? По идее, после всех художеств Роскомнадзора (помимо всего прочего, прямо нарушающего статью 29 Конституции РФ о свободе слова), нужно было бы тащить в суд всех сотрудников этой бесславной организации. Кто, как не они, нарушают устойчивость работы интернета?

Но нет. Речь идет о нарушении правил установки, эксплуатации и модернизации «технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования». То есть всего того, что предусмотрено законом о «суверенном рунете».

Помимо этого, Госдума приравняла к государственной измене «переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта» (наказание — от 12 до 20 лет лишения свободы).

Ужесточена статья о наемничестве. Вербовка, обучение, финансирование и использование наемника в военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от 12 до 18 лет (сейчас от 4 до 8 лет). С использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетних — лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом до 500 тыс. рублей (сейчас от 7 до 15 лет).

И вот тут, конечно, возникают вопросы. А как быть с наемниками, которые участвуют в боевых действиях на российской стороне? Например, с наемниками из Сирии?

Издание «Медуза» приводит определение наемника, сформулированное Госдумой.

Это «лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».

Но сирийские (и иные) наемники полностью под это определение подпадают!

Так что итоги сегодняшней ударной работы депутатов выглядят как минимум неоднозначными.