Повторение – мать учения
«Цели спецоперации – обеспечить защиту людей от геноцида со стороны украинского неонацистского режима, демилитаризировать и денацифицировать территорию Украины, на деле добиться ее нейтрального статуса, который прописан в украинской Конституции», – сказал Патрушев на совещании по вопросам национальной безопасности в Хабаровске.
Что делал Патрушев на Дальнем Востоке в одном из самых мятежных российских городов – Хабаровске – на границе с Китаем в суровую военную пору? Повторял навязшие в зубах, обессмысленные и лживые штампы. Но таков один из важнейших приемов пропаганды – постоянное повторение, вдалбливание аудитории одних и тех же формул.
И не существенно, что «демилитаризировать и денацифицировать территорию» невозможно. Территория не может быть милитаризована и тем более – нацифицирована. Она может быть возделана, засеяна, застроена, защищена. Или – заброшена, затоптана, разбомблена и захвачена. А вооружение и идеология – это не про территорию, а про людей и страну, которую Патрушев и его подельники пытаются поработить и разрушить.
Но кремлевским боссам и обслуге, сочиняющей их речи, нынче не до грамотности. Им важно следовать методичке – повторяют ключевые слова: дости…, безо…, спецо…, неона…, деми…, дена-на-на…
И не забыть о врагах – США и Западе, помогающим Украине отражать агрессию Кремля. Будь ты хоть министр иностранных дел, хоть многозвездный генерал, хоть глава Сената, хоть Совбеза, хоть кто – ты обязан повторить заклинание. Потому что те, кто рулит пропагандой, когда-то где-то услышали и прочли о том, что постоянное и многократное повторение однажды предложенных публике шаблонов – верное средство к их усвоению.
Это действительно так. Тут не поспоришь. Но в этой конкретной ситуации важно то, что война в Украине и ее пропагандистское оформление становится все более «элитным». Это не значит, что всякие там Киселевы, Соловьевы и Скабеевы куда-то делись. Нет – они по-прежнему мельтешат в телевизоре и интернете. Но на передний край выдвигаются «авторитеты» – главы, губернаторы, представители, председатели. Бюрократия наштамповала их огромную толпу, раздала методички, и запустила органчики.
Впрочем, сути дела это не меняет. Пока они долдонят свои «дости…» и «дена…», Украина ведет спецоперацию по ликвидации бандформирований, вторгшихся на ее землю.
Фабриканты иллюзий
Но пока украинский народ решает эту свою задачу (и, без сомнения, ее решит), захватчики стараются внедрить в массового россиянина устойчивое представление о том, что оккупация ряда украинских регионов – это навсегда. И день за днем повторяет, что учреждает там «власти», формирует «правительство», раздает российские паспорта, вводит рубли и свои телефонные номера и устроит «референдумы» о вхождении этих регионов в состав России.
Так они создают и поддерживают в россиянах иллюзию о долговечности своего присутствия на захваченных территориях.
«Коммерсант» сообщает, что в Херсонской области главой марионеточного «правительства» назначен вице-премьер администрации Калининградской области и бывший сотрудник ФСБ Сергей Елисеев. Ряд других должностей также получили российские чиновники.
Важная задача пропаганды – поддержать в тех, кого удалось убедить в том, что вторжение в Украину оправдано, или хотя бы побудить делать вид, что никакой кровавой и разрушительной войны нет, а есть нестрашная СВО – веру в легитимность действий Кремля и прочность его контроля над оккупированными украинскими городами и селами.
И, конечно, они молчат о выводе из строя российских военных баз в Мелитополе, о партизанских операциях против захватчиков и коллаборантов, о своих огромных потерях в живой силе и технике. И распространяют дезинформацию об атаках ВСУ на мирные кварталы и гражданскую инфраструктуру. И они будут это делать до тех пор, пока следом за островом Змеиный не будут изгнаны из Мелитополя, Бердянска, Мариуполя и других городов.
Кукла Евгений Миронов
Меж тем в Мариуполь везут Евгения Миронова. Да-да – того самого. А «Комсомольская правда» расписывает эту гастроль. Это не статья. Это Азовское море слюнявой сладости. Мол, «пипл схавает». Вот Миронова кормят борщом. Вот – везут к актерам драмтеатра. «Они, – говорит артист, – так хотят работать, что у них глаза горят, я должен им помочь».
Задача этой постановки все та же – легитимация оккупации.
И вот пока российские генералы бьют ракетами по украинским городам, артист в таком разгромленном городе, где тысячи людей лежат в братских могилах, говорит в камеру, что он все понял. Что «многие вопросы» у него «отпали, когда он увидел все своими глазами». А что понял-то? Какие вопросы отпали? О том, кто разбомбил театр? Или кто его – видного артиста – использует? Как куклу-марионетку? Или – о чем его спросят, когда захватчиков изгонят из Мариуполя? И что он ответит? Об этом в статье ни слова.
Его партнерша по спектаклю «Горбачев» Чулпан Хаматова покинула Россию и теперь играет в Риге. Да так достойно, что московские газетки поливают ее грязью. А Миронов выступает в Мариуполе. А после говорит детям захваченного города: «Понимаете, какая на нас взрослых большая ответственность: мы должны сделать вас счастливыми…»
Отличная иллюстрация простого тезиса: пропаганда не только лжет и вовлекает во зло. Она растлевает. Губит души людские. Делает страх, лицемерие и двуличие привычными чертами характера и жизни. Об этом писал Евгений Шварц в пьесе «Дракон». Об этом снял по ней фильм Марк Захаров. Это ощущали их читатели и зрители. Это знали и власти города Иваново. Потому и запретили там показывать ленту «Убить дракона». Чтоб не напоминать людям о том, что их принуждают жить во лжи.