Бездонной ямой для бюджета Минобороны является строительство. Министерство Шойгу строит много, строит часто и строит очень дорого! А выполняют эти подряды исключительно приближенные к военной верхушке фирмы. Отдел расследований «Утра Февраля» разбирался, кто и сколько зарабатывает на воровстве в российской армии.
Заместитель министра обороны по строительству, интеллектуал Тимур Иванов разработал хитрую и прибыльную схему: выделяется контракт на строительство объекта для МО РФ на независимую компанию. Она получает аванс, за который выполняет работы на 90%. После этого фирме не дают возможности ввести объект в эксплуатацию. Проектная документация составлена хитро, по факту она не соответствует сметам и сдать объект в таком виде невозможно. Более того, органами экспертизы, которые принимают подобные решения, руководит замминистра по строительству Тимур Иванов. По его указанию договор с подрядчиком составлен таким образом, что Минобороны в одностороннем порядке в течение 10 дней может его разорвать. Ни один независимый подрядчик еще не смог опротестовать этот договор в суде. В итоге Минобороны получало почти готовые объекты (так называемые НЗП — «незавершенное производство»), за которые не надо платить, поскольку контракт расторгнут.
Единственная лазейка — документ, подписанный Русланом Хаджисмеловичем Цаликовым (первый замминистра обороны), про коэффициент о,8 — когда работу можно сдать без смет, при этом потеряв всего 20% выделенных денег. Эта часть суммы остается у МО РФ.
Но такой привилегией, как документ с подписью Цаликова, пользуются лишь избранные. Других же, независимых подрядчиков, просто снимали с объектов, оставляя с многомиллионными убытками. А вот о «ручных компаниях», которые будут «достраивать» объекты, с Тимуром Ивановым договаривается лично Тер-Аванесов. Бывший директор фирмы-подрядчика, которая участвовала в коррупционной схеме («Спецмонтаж»), Сергей Храбрых рассказывает, что экс-сенатор в этой схеме выступает своеобразным «мостиком» между ФСБ (которая также имеет свою долю) и Минобороны. Достраивать так называемые НЗП, но уже по новой статье бюджета, доверяют лишь «своим» фирмам. Сам объект же проводят по статье «капремонт», что увеличивает стоимость на 30% по сравнению со статьей «строительство».
«Все крупные подрядчики, такие как “Газпром”, “Спецмонтаж” и ряд других компаний, “заводились” в Минобороны через г-на Тер-Аванесова. Тот, в свою очередь, отчитывается перед вышестоящими людьми на Лубянке», — рассказывает Сергей Храбрых.
Разница, которая возникала в результате схемы с недостроями, оценивается бывшим директором «Спецмонтажа» в 8 трлн рублей. Именно такую сумму осваивают «ручные компании», отмыв таким образом для верхушки Минобороны деньги, выделенные на так называемый капитальный ремонт объектов, которые по факту уже готовы на 90%.
Среди «ручных компаний» называют «Олимпситистрой» (президент Александр Фомин), «Запсибгазпром» Юрия Водопьянова и другие. Но в этом списке есть очень интересная компания — «Бамстройпуть», ее владелец — Антон Абдурухманов, крестник Сергея Шойгу.
Справка: Компания «Бамстройпуть» — один из главных застройщиков Минобороны. До 2013 года компанию возглавлял лучший друг министра — Виктор Абдурахманов. После его смерти компания перешла к его сыну — Антону Абдурахманову, который строит и для Московской области, и для Минобороны. Так, Абдурахманов был одним из подрядчиков строительства подмосковного парка «Патриот» с музеем и храмом вооруженных сил России.
Антон Викторович Абдурахманов — российский предприниматель и общественный деятель. Имеет доли или прямо владеет следующими юридическими лицами: ООО «Чароит», ООО «АРИС», АО «СМП-577», АО «Бамстройпуть», автономная некоммерческая организация «Спортивный Клуб «АРМИЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ» и в придачу к ней — ООО «СК АРМИЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ», автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Академия Фигурного Катания «АНГЕЛЫ ПЛЮЩЕНКО»», ООО ЧОП «Стройохрана», ООО «Кодар».
«Бамстройпуть» крестника Сергея Шойгу является генподрядчиком строительства очень «жирных» объектов Министерства обороны: военный технополис «Эра» в Анапе, стрелковый клуб и магазин для концерна «Калашников», выставочный павильон «Алмаз-Антея» и демоцентры для Объединенной судостроительной корпорации и корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Еще до прихода в «Бамстройпуть» покровительство крестного отца позволяло Антону Абдурахманову не только получать многомиллиардные подряды от Министерства обороны, но и чудесным образом избегать внимания правоохранительных органов.
В 2013–2014 годах структурное подразделение Минобороны России, которое занимается строительством военных объектов (ФГУП «ГВСУ №14»), заключило с ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» госконтракты на сумму более 65 млрд рублей на строительство объектов для Воздушно-десантных войск РФ. Руководил «Трестом Мосэлектротягстрой» (ОАО «Трест МЭТС») именно Антон Абдурахманов. Однако, несмотря на перечисленные из бюджета Минобороны на счета компании крестника Шойгу деньги, обещанных объектов десантники так и не дождались.
Как выяснила военная прокуратура, по всем договорам из бюджета перечислено на расчетные счета ОАО «МЭТС» до 80% от общей стоимости работ, а это — на секундочку! — более 13 млрд рублей! Однако взятые на себя обязательства ОАО «МЭТС» под руководством Абдурахманова выполнены не были.
По результатам проверки было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц ОАО «Трест МЭТС», но Антон Викторович Абдурахманов почему-то не только избежал уголовного преследования, но и успешно сменил работу — возглавил совет директоров ОАО «Бамстройпуть». На должности руководителя «Бамстройпути» Антон Абдурахманов сменил своего отца Виктора Абдурахманова, кума Шойгу.
В июне 2020 года следствие по данному уголовному делу было почему-то передано в Следственный департамент МBД России. После чего активные следственные мероприятия были прекращены.
Помимо этого, предприятия Абдурахманова попали еще в один неприятный скандал. В 2018 году их уличили в выселении семей военнослужащих из общежитий. На их место заселялись строители, работавшие в компании Абдурахманова. Следователи начали проверку законности выселения людей, но, как вы понимаете, дело забылось, и никого не привлекли ни к какой ответственности, а бедные семьи военных лишились собственного жилья.
«Общаясь с представителями ФСБ при Министерстве обороны, все прекрасно понимали, что деньги с этой схемы уходят и формируют бюджет министра обороны. Заведует этим “кошелек” Шойгу, его зам Тимур Иванов. Все знают, что он нечист на руку (еще со времен работы в правительстве Московской области и в энергетических структурах ИНТЕР РАО), но ему все прощается, потому что он преданный и деньги доносит в полном объеме до министра обороны Шойгу», — говорит Храбрых.
Из рассказа Сергея Храбрых становится также понятно, что часть денег, украденных на строительстве объектов для Минобороны, уходит на финансирование «ЧВК Вагнера». В военном ведомстве это называют «социальной задачей» и настоятельно рекомендуют «скинуться» — такая себе комсомольская нагрузка. По факту происходит теневое финансирование частной военной компании, которая обналичивается на черном рынке за 0%, тогда как другие платят за эту операцию до 20%.
Важно понимать, что в России «ЧВК Вагнера» — это филиал ФСБ и Министерства обороны, а финансируются они как раз благодаря воровству из бюджета Российской Федерации и подобным коррупционным схемам с обналичиванием. Именно ЧВК выполняют на войне против Украины самую грязную работу, которую боится взять на себя руководство спецслужб и российской армии.
«Мы летели вместе с одного объекта, я был на борту вместе с
Ивановым и Цаликовым. Цаликов с ухмылкой мне сказал: “Мы же должны как-то содержать наших ЧВКашников, вы что, думаете, им там много платят?”» — добавляет Сергей Храбрых.
Вывод и обналичивание наворованных денег происходили очень просто: подписывался фиктивный договор о предоставлении неких консалтинговых услуг, подрядчику давали реквизиты и сообщали сумму, которую нужно проплатить. По словам Храбрых, обналиченные деньги развозил лично Тер-Аванесов, ежемесячно это были суммы от 150 до 200 тысяч долларов. И это только так называемые текущие платежи.
Что касается объектов незавершенного производства, то доля хищений относительно выделяемых средств составляет порядка 70%. На примере контракта «Спецмонтажа» (на сумму в 23 млрд рублей) Сергей Храбрых рассказывает, куда и сколько переводилось денег с целью дальнейшего «отбеливания» и обналичивания. Часть денег (800 млн рублей) выводилась через фирмы братьев Волкодавов. Фирмой «Стройресурс» деньги выводились с помощью договоров «оказания услуг по корректировке проектно-сметной документации». Также обналичивались коррупционеры через всевозможных поставщиков материалов и проектировщиков по фиктивным контрактам.
Бывший директор компании-подрядчика Минобороны вспоминает, как в преддверии 8 Марта он развозил наличные в виде «подарков», таким образом передавал деньги, «освоенные» в результате коррупционной схемы. Сергей Храбрых рассказывает, как приезжал к Марине Балакиревой (советник министра обороны, руководитель департамента строительства) и передавал ей наличными 100 тысяч долларов США. «Презент» получила и Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. Ей наличными было передано 80 тысяч долларов, а также элитный парфюм, лично от господина Тер-Аванесова.
Но, безусловно, основными выгодополучателями разворовывания бюджета на строительстве объектов являются высшие руководители Министерства обороны. Потоки наличных не иссякают на протяжении долгих лет. Подытожив наше расследование и откровения бывшего директора «Спецмонтажа», который лично участвовал в вышеописанных схемах, можно прийти к выводу, что пирамида этой схемы выглядит так: Сергей Шойгу, Руслан Цаликов, Тимур Иванов.