Его дело многие считали сфабрикованным. Митинги продолжаются и по сей день. В истории России это беспрецедентный случай.
Осенью 2018 года кандидат от ЛДПР во втором туре побеждает на губернаторских выборах. Являясь «техническим кандидатом», он набирает почти 70% голосов и обходит действующего главу региона единоросса Вячеслава Шпорта. Команда Шпорта бросила все силы, чтобы остаться у власти, – вплоть до выпуска видеоролика, в котором Фургал якобы обещал войти в команду Шпорта после его победы. Окончательно избирателей разозлило, что местный избирком во втором туре отменил видеонаблюдение на участках. Было очевидно, что планировались фальсификации.
В день голосования Сергей Фургал с помощниками отправился на избирательные участки, где практически за руки ловил учителей местных школ на вбросах. Видео, на которых запечатлены попытки фальсификаций, моментально попадали в соцсети кандидата, что также повлияло на высокую явку и как следствие – на победу Фургала.
«Снимайте! Где сотрудники органов? Кто сбрасывал? Члены комиссии! 36 бюллетеней, прошу обратить внимание – все за кандидата Шпорта от «Единой России»», – разговор с членом УИКа, запечатленный на видео.
После выборов Сергей Фургал продолжал набирать популярность у избирателей. Он сократил расходы на содержание чиновничьего аппарата, запретил краевым министрам летать бизнес-классом за счет бюджета, отменил еженедельные фуршеты Кабмина, которые также оплачивались из краевой казны. Резонанс получила история с горячим питанием в школах. Новый губернатор поручил создать в регионе единую систему питания детей, при которой все учащиеся, независимо от финансовых возможностей их родителей, были бы обеспечены полноценным горячим питанием, а перед этим устроил горячий разнос своим министрам.
«Что происходит, если родители не могут доплатить за питание? Одни идут кушать в столовую, а другому ребенку говорят «ты сиди за партой, тебе не положено»? Чай и булочку дают? Это позорище. Стыдно слушать. А потом мы удивляемся, почему у нас в школе дети себя так ведут. Экономить за счет самых бедных неправильно. Для начала возьмем и сократим премии всем: главам районов, правительству. А за что им платить? За то, что мы не можем питание детям организовать? Значит, будем думать, как сокращать на автопарке, на зарплатах правительству, депутатам и всем остальным. Раз у нас нет денег, то мы не имеем права платить такие зарплаты чиновникам», – заявил Фургал на заседании правительства.
Сергей Фургал с министрами начал активно ездить по отдаленным регионам края на машине, а министров пересадил на автобус. Ранее губернатор-единорос Вячеслав Шпорт летал за пределы Хабаровска исключительно на арендованном вертолете. Фургал много общался с людьми и делал это довольно искренне. Встречался с обманутыми дольщиками и наказывал застройщиков, которые годами оттягивали сдачу домов. Кроме того, Фургал выходил к митингующим, которых обманули банки, и разговаривал с выходцами из детских домов, которым государство отказывало в выдаче жилья. На площади перед зданием правительства они устроили голодовку. Проблему начали решать эффективно, и к концу года 580 квартир было закуплено и построено для детей-сирот в Хабаровском крае. Впервые за несколько лет регион выполнил свои обязательства по обеспечению жильем граждан, которые воспитывались в детских домах.
«В следующем году в крае планируем предоставить больше квартир за счет новой формы поддержки. Дети-сироты края смогут воспользоваться социальными выплатами на покупку жилья. В целом, планируем в течение шести лет снять остроту вопроса и закрыть очередь среди детей-сирот, которым по закону положены свои квадратные метры», – отметил Сергей Фургал.
За полтора года рейтинг Сергея Фургала значительно вырос. Его соратники по ЛДПР в 2019 году выиграли выборы в городскую, краевую и Государственную думы, отобрав места у «Единой России». Люди хотели создать для главы региона команду единомышленников. Единственным единороссом, который остался у власти, был мэр Хабаровска Сергей Кравчук. В городе он не пользовался популярностью, а за провалы в благоустройстве регулярно получал нагоняй от Фургала. Решить все проблемы в достаточно депрессивном регионе было невозможно, но именно Фургал показал, как работает теория малых дел в сочетании с открытостью.
«Фургал не пилит деньги. А “Едросы” на этом всю жизнь построили. Сократил собственную зарплату, лишил премий чиновников», – мужчина 47 лет, Хабаровск.
«Он абсолютно человечный. Ходит без охраны. Разговаривал с людьми так, как мы сейчас с вами разговариваем, а не лозунгами. Все заседания правительства проходят в онлайн-режиме», – женщина, 34 года, Хабаровск.
В ноябре 2019 года по обвинению в убийстве арестовали Николая Мистрюкова – ближайшего партнера по металлургическому бизнесу Фургала. Многим стало очевидно – дальше могут прийти за губернатором.
«Очевидное давление на Фургала – чистой воды – это все организовано! Заказ однозначно!» – Людмила Гринина, жительница Хабаровска.
«Давят не «кто-то», а конкретные люди, и знаю их в лицо. Их каждый день показывают по федеральным каналам. Этот человек сидит обычно по центру стола в окружении ОПГ», – Борис Митинский, житель Хабаровска.
В том же ноябре 2019 года в сети появилась аудиозапись предполагаемого разговора полпреда президента Юрия Трутнева с Сергеем Фургалом, на которой слышно, как Трутнев отчитывает главу Хабаровского края за низкий рейтинг Путина в регионе.
«По цифрам история выглядит очень грустно. Ваш рейтинг растет, рейтинг президента падает», – говорит Трутнев.
Спустя девять месяцев после этого разговора Фургала задержали и увезли в Москву. Накануне проходило голосование за поправки в Конституцию. По неофициальным данным, результаты региона не устроили Администрацию президента.
11 июля, через день после задержания Сергея Фургала, на площадь Ленина в Хабаровске вышли около 100 тысяч человек. Пропаганда в один голос заявляла, что все было спланировано и «коллективный Запад» готовил протест долгое время. Но люди пришли поддержать арестованного губернатора не сговариваясь. Акции солидарности с Хабаровском прошли и в других российских городах.
«Я здесь потому, что я голосовала за Фургала. Я его выбрала, мы ему край доверили. Понимаете, нас выбора лишили. Меня никто сюда не заставлял приходить. Это несправедливость. Они думали, мы будем молчать? Не будем! Терпение лопнуло!» – рассказывает участница первого митинга Светлана.
С каждой минутой людей на площади перед Домом правительства становилось все больше. Многие следили за происходящим на странице Сергея Фургала в Инстаграме. Прямую трансляцию запустила пресс-секретарь губернатора Надежда Томченко. Она подходила к людям и задавала вопрос: зачем они сюда пришли? Позднее Томченко обратилась к митингующим, попросила соблюдать антиковидные меры и призвала их расходиться. Но в этот же день ей стали поступать звонки с обвинением в организации несанкционированного митинга.
«Сегодня мне уже поступали угрозы о том, что на меня заведут уголовное дело. За что — сказать сложно. Думаю, или экстремизм, или якобы организация митинга. Назвать имя человека, от которого поступили угрозы, не могу. Но это человек, близкий сегодня с правоохранительными органами», — рассказала Томченко.
Когда площадь уже не вмещала всех желающих, началось шествие. Люди отправились по центральным улицам Хабаровска. Шли по проезжей части – так шествие приросло колонной автомобилей. Площадь Ленина, улицы Муравьева-Амурского, Тургенева, Ленина, Пушкина и снова площадь – по такому маршруту хабаровчане ходили несколько месяцев. И все же именно июльские протесты считаются по-настоящему уникальными – полиция не задерживала протестующих, сотрудники МВД раздавали людям маски, а участники протеста угощали полицейских водой – на улице стояла тридцатиградусная жара. За человеческое отношение люди скандировали: «Спасибо полиции!»
Все поменялось, когда Путин назначил исполнять обязанности губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Несмотря на то, что врио формально являлся соратников Фургала и представлял ЛДПР, поддерживать своего предшественника он не стал и начал активно критиковать его политику. У стен Белого дома люди кричали «Дегтярев, выходи!» с первого дня его приезда. А позже в интервью пропагандисту Владимиру Соловьеву он заявил, что лодку раскачивает Запад.
«Это уже история. А то, что происходит сейчас в будние дни по вечерам, со всякими лозунгами там «Дегтярев, выходи», — прям вот вышел и бросил тех людей, которые здесь, такие же хабаровчане, которые на совещаниях отчитываются по различным направлениям. Нет, не выйду! Сейчас занимаются правоохранители и в органах госбезопасности — всей сетью этих товарищей. А они — да, увидели, что вот легкая возможность заработать политические очки, раскачать ситуацию», – сказал Дегтярев Соловьеву. Сам ведущий назвал хабаровчан, выходящих на митинги, «пьяной поганью». Михаил Дегтярев заступаться за жителей своего региона не стал. У него, кстати, тоже появилось прозвище. За желание «париться в бане с большими начальниками» нового врио прозвали Банщиком – прозвище актуально и по сей день.
С приходом Дегтярева полицейские перестали быть дружелюбными, к шествиям присоединились сотрудники ФСБ – начались задержания. Кого-то задерживали на митингах, к кому-то приходили домой и на работу. Штрафы и аресты стали постоянными. За участие в протестах бюджетников стали увольнять.
Все чаще на митингах звучали лозунги против действующей федеральной власти. «Путина в отставку!» и «Трутнева в отставку!» – кричали люди, проходя по хабаровским улицам.
В августе в Беларуси начались митинги против фальсификации президентских выборов, которые были жестоко подавлены режимом Лукашенко. Хабаровчане поддержали белорусов плакатами, красно-белыми флагами и лозунгом «Жыве Беларусь!». После отравления Алексея Навального участники протестов в Хабаровске вышли с плакатами «Леха, живи!». Солидарность с главным оппонентом Путина особенно напрягла Кремль.
Одним из лидеров протестов в защиту Фургала стал Ростислав Смоленский – владелец и водитель «Фургаломобиля». Так назвали фудтрак с агитационными плакатами, который на шествиях ездил впереди колонны протестующих. Водители «Фургаломобилей» регулярно сталкивались с давлением и попытками изъять автомобиль. Смоленский получил четыре административных ареста. Еще один водитель уже второго «Фургаломобиля» Андрей Маклыгин получил два административных ареста. Больше остальных пострадал Денис Посметюхин, его на год отправили в колонию-поселение. По версии следствия, 25 сентября 2020 года мужчина брызнул перцовым баллончиком в сторону силовиков, когда полицейские и судебные приставы пытались силой вытащить водителя «Фургаломобиля» Андрея Маклыгина из салона машины.
10 октября 2020 года – день, когда силовики сработали по-московски. Во время очередного митинга несколько активистов установили на площади перед зданием правительства палатки. Сотрудник полиции потребовал их убрать, митингующие ответили, что останутся ночевать на площади. В дело включился ОМОН – жесткий разгон сопровождался ударами дубинками и ударами электрошокерами.
«Мы ваши бабушки, матери, – пытались разговаривать с силовиками протестующие. – У вас дети есть? Что вы творите?»
Избиение людей продолжалось около часа. Нескольким задержанным стало плохо. Одного из водителей «Фургаломобиля» погрузили в автозак в бессознательном состоянии. Позже врачи подтвердили, что мужчина получил травму головы. 10 октября задержали около 40 человек, но митинг продолжился – он длился девять часов. У крыльца Белого дома люди требовали, чтобы к ним вышел Михаил Дегтярев и объяснил жестокость силовиков на мирном митинге – этого не случилось.
4 ноября 2020 года в День народного единства в Хабаровске активисты собирали подписи за изменение меры пресечения арестованному Сергею Фургалу и проведение открытого судебного процесса. Накануне стало известно, что здоровье экс-губернатора в СИЗО Лефортово ухудшилось, и он начал терять зрение. Людей пришло так много, что мероприятие быстро переросло в праздничный митинг.
«Это и есть настоящий День народного единства. Нас сюда никто не сгонял, не впихивал нам в руки псевдопатриотические плакаты, как это обычно бывает на таких праздниках. Мы объединились, чтобы поддержать нашего законно избранного народного губернатора, – это и есть народное единство, а не та туфта, которую нам по телевизору впихивают», – сказал Евгений, житель Хабаровска.
Митинг 4 ноября фактически оказался последним по-настоящему массовым. Дальше в Хабаровске начались зимние морозы, но люди продолжали выходить – это были уже не тысячи человек, а десятки и иногда сотни. Кроме того, людей запугали задержаниями и штрафами.
2 января 2021 года в мэрии Хабаровска сообщили, что митинги в поддержку экс-губернатора прекратились. Последний состоялся 26 декабря. Также в администрации города рассказали, что за время проведения несанкционированных акций в Хабаровском крае было пресечено более 500 административных правонарушений, суды назначили более 300 штрафов на сумму свыше 3,5 млн рублей, около 100 административных арестов, более чем 40 нарушителям были назначены обязательные работы.
Весной и летом 2021 года митинги возобновились, но по численности не могут конкурировать с теми, что проходили летом и осенью 2020-го. Теперь на площади выходят чуть более десяти человек. Также граждане каждые выходные продолжают выходить на одиночные пикеты с плакатами.
Во вторую годовщину со дня ареста Сергея Фургала автомобилисты устроили автопробег в поддержку Фургала и собрались на площади возле Дома культуры «Русь» – он находится в Индустриальном районе вдали от центра города. Все дело в том, что Михаил Дегтярев перенес гайд-парки в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре на городские окраины, подальше от зданий правительства, мэрии и собственной квартиры возле Комсомольской площади в Хабаровске.
«Митинги продолжают посещать люди, которые готовы жертвовать временем, финансами и своей личной жизнью. Многие устали, перестали верить в президента, что он вытащит Фургала, в конце концов свыклись. Нас стало меньше, но мы очень сплотились. Но мы стали как одно целое, как один хабаровский протест, и у нас у большинства сходятся взгляды на очень многие изменения в стране», – рассказывает Елена, участница митинга.
Есть у хабаровского протеста и мнение относительно кровавой войны, которую развязала российская власть на территории Украины.
«У нас практически единый взгляд на этот вопрос. Хабаровский протест – за мир!» – также отметила Елена.
Несмотря на сокращение численности уличных протестов, несгибаемый Хабаровск остается столицей российских протестов.