ghost
Остальное

Триумвират: бизнес и схемы Аркадия Ротенберга и его компаньонов – Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько

Аркадий Ротенберг. Фото: Михаила Метцеля / ТАСС
14 июля, 2022

Как компаньонам Ротенберга «подарили» более 140 миллионов долларов

Месяц назад в СМИ совсем незаметно и без скандала всплыла сумма, которую заплатил аэропорт Шереметьево за ООО «Библио-Глобус Туроператор». За 75% акций крупнейшего туроператора было отдано 410 млн рублей, а весь контрольный пакет был оценен в $5,7 млн. Сделка для покупателей стала супервыгодной. До этого британцы предлагали за компанию $150 миллионов.

О том, что аэропорт Шереметьево (ИНН: 7712094033 / КПП: 504701001) намерен приобрести контрольный пакет «Библио-Глобуса» (ИНН: 7731447686 / ОГРН: 1137746431591), стало известно в августе 2021 года. За счет сделки Шереметьево получил «дополнительные возможности для привлечения и роста туристического пассажиропотока», пояснял тогда представитель аэропорта.

Контрольный пакет продали со второй попытки. Три года назад компанию намеревался купить Thomas Cook. Но за семестр до ковида, в сентябре 2019 года, старейший в мире британский туроператор неожиданно объявил о своем банкротстве и ликвидации, не успев завершить сделку и заплатить за «Библио-Глобус» круглую сумму, которая «при достижении целевых показателей» могла составить $150 миллионов.

Сумма значительная. Но и «Библио-Глобус» на дороге не валяется. Это единственный туроператор, который входит в рейтинг крупнейших частных компаний по версии Forbes: в 2021 году компания занимала 174-е место в рейтинге с выручкой 59,5 млрд рублей. С начала 2022 года «Библио-Глобус» отправил на отдых более 528 тысяч туристов. Его партнерами выступали 25 тысяч турагентств, которые продавали клиентам сформированные оператором туры как по России, так и за рубеж.

В итоге компанию купил аэропорт Шереметьево, но уже за сумму менее 5 млн – в 30 раз меньшую, чем готовы были отдать британцы. Здесь нужно учесть ситуацию с ковидом и проблемы туризма во всем мире, но к осени прошлого года эта проблема уже начала терять актуальность и вряд ли могла настолько снизить цену туроператора – на 140 с лишним миллионов.

В итоге компания «Шереметьево холдинг», контролируемая Аркадием Ротенбергом, Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько, получила выгодное приобретение за минимальные, по сути, вложения.

Но это не первый раз, когда эта группа бизнесменов получает выгоды от сделок с сомнительным качеством.

Как скупали Шереметьево

Интерес Аркадия Ротенберга и его партнеров к Шереметьево начал проявляться более 10 лет назад. В конце 2011 года «Трансстроймеханизация» (ИНН: 7715568411/ КПП: 773001001), часть структуры «Мостотреста» Аркадия Ротенберга, выиграла конкурс на выполнение первой очереди реконструкции аэродрома Шереметьево за 5,3 млрд рублей.

Уже феврале 2012 года, по данным «Коммерсанта», в правление ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» вошли сразу три топ-менеджера, которых на рынке связывают с господами Ротенбергом, Пономаренко и Скоробогатько. Это Сергей Ярышев, который стал заместителем гендиректора ОАО по инвестициям и коммерческой деятельности, Александр Олейник, которому было поручено курировать финансы, и Александр Ильин, взявший на себя правовые и организационные вопросы.

«Аркадий Ротенберг и Александр Пономаренко сейчас де-факто управляют Шереметьево», – констатировал «Ъ» в 2013 году. По мнению экспертов, Ротенберг и Пономаренко выбрали Шереметьево в перспективе его приватизации.

В сентябре 2013 года созданная триумвиратом Пономаренко, Скоробогатько и Ротенбергом и зарегистрированная на Кипре TPS Avia Holding Ltd. одержала победу в конкурсе, объявленном АО «Международный аэропорт “Шереметьево”» на подбор инвестора для развития Северного терминального комплекса аэропорта.

TPS Avia и ее совладельцы стали активно работать в Шереметьево, достаточно оперативно начав контролировать парковку аэропорта, а также ЗАО «В.И.П. Интернешнл» (ИНН: 7715150335, КПП: 770101001) — эксклюзивного оператора VIP-залов.

К 2015 году вопрос был практически решен. В августе Владимир Путин подписал указ о создании новой компании «Аэропорт Шереметьево», в которой были консолидированы активы, подконтрольные государству и частным инвесторам из ООО «Шереметьево Холдинг».

Некоторые эксперты тогда утверждали, что решение Владимира Путина о разрешении приватизации аэропорта и передаче прав на него именно Ротенбергу и его партнерам было своеобразным вознаграждением за персональные санкции против бизнесмена, которые пошатнули его финансовые позиции.

С июня 2016 года Александр Пономаренко занимает пост председателя совета директоров оператора аэропорта — АО «Международный аэропорт “Шереметьево”». А Александр Скоробогатько после отказа от депутатского мандата в июле 2017 года вошел в совет директоров «Шереметьево».

Нечем хвастаться?

Вопрос для Шереметьево далеко не праздный. Чистая прибыль АО «Международный аэропорт Шереметьево» по итогам 2021 года упала в четыре раза по сравнению с 2019-м – до 5,4 миллиарда рублей.

Свою роль здесь, несомненно, сыграли пандемия и международная ориентация Шереметьево. Но если сравнить с совокупными показателями по отрасли – по сравнению с 2019 годом выручка компаний упала на 5%, а чистая прибыль на 11% (по данным РБК), то итоги работы менеджеров Шереметьево при тройке Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг выглядят вовсе не радужно. 11% и в четыре раза – заставляет задуматься.

Среди нынешних проблем аэропорта – регулярные проблемы с финансированием, багажом и очередями, которые остались, несмотря на снижение пассажиропотока из-за санкций. Прошлой осенью было приостановлено движение поездов межтерминального перехода, а в этом году предприятие уже отправило «в простой» до 7000 сотрудников, или 40% персонала из-за санкций. Чтобы удержаться на плаву, Шереметьево полностью остановило работу трех терминалов и одной из трех взлетно-посадочных полос. В дальнейшем, отмечается, могут последовать новые массовые сокращения персонала. Людям, которые лишаются работы, аэропорт предлагают уйти из авиации и стать кассирами или грузчиками в супермаркетах «Пятерочка» и «Магнит», перейти на железную дорогу, в строительную отрасль или стать водителями автобусов.

Шереметьево также было вынуждено приостановить все инвестиционные проекты и существенно сократить непроизводственные расходы.

Но не все проблемы Шереметьево связаны с санкциями или ковидом.

5 мая 2019 года авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый рейс SU1492 по маршруту Москва — Мурманск, но через 27 минут после взлета был вынужден вернуться в аэропорт вылета (Шереметьево) из-за технических неполадок.

Во время посадки лайнер получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара. Из находившихся на его борту 78 человек (73 пассажира и 5 членов экипажа) погиб 41 (40 пассажиров и один член экипажа).

Следственный комитет обвинил в катастрофе пилота лайнера. Но, в отличие от официальных властей, никто из потерпевших (которые были на борту самолета) и потерявших родных вследствие катастрофы претензий к пилоту не выразил.

Независимые наблюдатели среди причин, приведших к катастрофе отмечали неполадки на борту, пожар из-за тяжелой посадки с топливом и «провал всех спасательных служб аэропорта». На съемках посадки видно, что даже после остановки самолета вблизи него не было ни одной пожарной машины и скорой помощи – и это при том, что самолет делал круг, а значит, время на реагирование у спасателей было точно.

Пожарники появились только через несколько минут уже после выброса эвакуационных трап-плотов и эвакуации пассажиров.

Роль Ротенберга и «битвы друзей» Путина

Если Пономаренко и Скоробогатько скорее можно отнести к бизнесу, то Ротенберг в бизнес-тройке играет роль проводника по кремлевским коридорам. Скоробогатько в начале нулевых сходил в политику, стал депутатом Госдумы, но сдал мандат в 2016-м на фоне проблем с бизнесом и дисциплинарного давления Вячеслава Володина. Однако такого влияния, как Ротенберг, не имел никогда. Александр Пономаренко, поднявшийся от чемпиона Украины по боксу среди юниоров до крупнейшего бизнес-магната, политику в принципе игнорировал. Но вести в России крупный бизнес без властной поддержки – дело малоперспективное.

Партнерам это стало ясно во время процесса получения контроля над Новороссийским морским портом (ИНН: 2315004404). В начале 90-х контроль над ним получил «сын порта» Сергей Шишкарев, приятель Владислава Суркова. Примерно тогда же Шишкарев познакомился с совладельцами московского Русского генерального банка Александром Скоробогатько и Александром Пономаренко, которые предложили обслуживать финансы бизнеса Шишкарева, постепенно увеличивая свою долю.

К 2005 году у Шишкарева и его партнеров по бизнесу было чуть меньше 20% акций, «Уралсиб» владел 33%, государство — 20%.

В тот же период разгорается и конфликт группы с «Транснефтью», контролируемой другом Путина и сокурсником Сергея Нарышкина Николаем Токаревым.

В 2008 году «Транснефть» начала претендовать на нефтеналивной терминал, который приносил порту около половины выручки. Вот тогда-то и понадобился Ротенберг. «Для защиты от одного из “друзей Путина” владельцы порта призвали другого и продали ему тогда пятую часть оффшора, которому принадлежал их пакет в Новороссийском порту», писал тогда Forbes. В итоге Ротенберг проиграл в этом спарринге, и компаньонам пришлось уступили свой пакет «Транснефти» Зиявудину Магомедову, но его связь со Скоробогатько и Пономаренко за время этой борьбы башен заметно упрочилась.

Дружба и династия

Продав свои доли в НМТП, Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг инвестировали полученные средства в компанию «ТПС Недвижимость», контролируемую через фонд, зарегистрированный в оффшорной юрисдикции на острове Джерси, который назывался Grand Malls Development, а затем был реформирован в TPS Real Estate Holding Ltd.

И, по данным СМИ, триумвират инвестировал в нее $1,5 миллиарда.

Так началось их наступление на рынок недвижимости, одним из шагов которого стало получение контроля над Шереметьево. Сейчас среди объектов TPS – ТРЦ «Галерея Краснодар» в Краснодаре, «Моремолл» в Сочи, «Новомолл» в центре Новосибирска, ТРЦ Ocean Plaza в Киеве и др. В Москве TPS принадлежат два нескромных офиса на ул. Покровка (площадью 9000 кв. м. и 2631 кв. м.).

В 2014 году в бизнес пришла семья Ротенберга. Аркадий Ротенберг продал свою долю (33,33%) в TPS Real Estate Holding сыну, Игорю Ротенбергу. А на сегодня конечным бенефициарным владельцем этой коммерческой структуры указана дочь Ротенберга – Лилия Аркадьевна Ротенберг.

«Царь царю послал подарок», или Как «дворец Путина» переходил из рук в руки членов триумвирата

Апогеем возвышения империи недвижимости, несомненно, стала история с дворцом Путина, к которой триумвират имел самое непосредственное отношение. История началась в 2010 году, когда предприниматель Сергей Колесников рассказал о проекте в открытом письме Дмитрию Медведеву. Автор обращения утверждал, что «дворец» строится лично для председателя правительства, а его стоимость превышает $1 миллиард.

Александр Пономаренко публично принял удар на себя.

В марте 2011 года он дал интервью «Коммерсанту», рассказав о покупке скандального пансионата около Геленджика, который в прессе окрестили «дворцом Путина», а сам миллиардер называл по рабочему названию проекта «мыс Идокопас или Прасковеевка, как вам угодно». Тогда компания, бенефициаром которой он являлся, приобрела по 100% долей ООО «Лазурная ягода», владеющего местными виноградниками, и ООО «Идокопас», собственника строящегося там пансионата. По словам источника, близкого к сделке, после окончания строительства весь объект будет стоить около $350 миллионов. Исходя из этой суммы, Пономаренко и приобрел комплекс у Николая Шамалова. Последнего Колесников называл близким знакомым Путина, действующим в бизнес-интересах премьера, писал Forbes.

Спустя пять лет триумвират утратил отношение к стройке, по крайней мере официально. «Александр Анатольевич Пономаренко вышел из указанного проекта в марте 2016 года. Пономаренко не располагает данными относительно статуса данного объекта», сообщила пресс-служба Шереметьево журналистам РБК.

Новый всплеск интереса к истории «дворца» был вызван расследованиями Алексея Навального и ФБК в 2021 году. Резонанс вышел огромным. За 10 дней видео набрало 100 миллионов просмотров, а по итогам 2021 года фильм «Дворец Путина. История самой большой взятки» стал самым популярным видео на Youtube России.

Игнорировать такое было невозможно, и события перешли в галоп.

20 января о расследовании со своими комментариями рассказали в «Радио Свобода».

В Кремле сразу отвергли всякую связь комплекса с Владимиром Путиным. «Ничего из того, что там указано в качестве моей собственности, ни мне, ни моим близким родственникам не принадлежит и никогда не принадлежало. Никогда», — заявил российский президент 25 января 2021 года, отвечая на вопрос о расследовании.

29 января дополнение к расследованию опубликовала «Медуза». В тот же день его перепечатало «Новое время» и другие СМИ.

Ответом власти стало появление в истории триумвирата в лице Аркадия Ротенберга. В этот день телеграм-канал Mash опубликовал видео, где Ротенберг утверждал, что «дворец Путина» на мысе Идокопас в Геленджике принадлежит ему.

По словам бизнесмена, он решил рассказать о своем владении из-за «скандала» вокруг «дворца Путина». «Сейчас это уже будет не секрет. Я являюсь бенефициаром», – рассказал Ротенберг.

И уточнил, что приобрел дворец «несколько лет назад»: «Это шикарное место, располагающее, чтобы сделать там отель (…). Пройдет полтора-два года, я вас приглашу, и вы посмотрите на ту красоту, которая там будет. Там нет ничего незаконного», — заверил он.

Перепечатавший в тот же день интервью «Коммерсант» уточнил, что главный редактор Mash Максим Иксанов не спросил господина Ротенберга о том, связан ли этот особняк с президентом, почему там установлена бесполетная зона и о других подробностях расследования.

В июле 2021 года стало известно, что компанию «Бином», управляющую «дворцом Путина», возглавил Сергей Гужелев, в прошлом топ-менеджер структур Аркадия Ротенберга.

К слову, указанный в приглашении Ротенберга срок в полтора года «посмотрите на ту красоту» истекает 30 июля. Если есть желающие, может, стоит попробовать?