Практически одновременно сразу три представителя официального Киева заговорили о необходимости создания особого международного трибунала для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе российской военной агрессии против Украины.
Президент Владимир Зеленский призвал к этому в ходе онлайн-выступления на конференции Ukraine Accountability Conference в Гааге. Он добавил, что виновники этих преступлений должны быть лишены возможности укрыться от ответственности за должностным иммунитетом.
Украинский представитель в ООН Сергей Кислица также настаивает на необходимости создания такого трибунала и считает, что для его работы необходимо использовать опыт Нюрнберга.
Наиболее развернуто высказался на эту тему министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Он провозгласил пять принципов, на которых, как считают в Украине, должен базироваться этот трибунал.
Во-первых, в основу его деятельности должен лечь Римский статут, которым руководствуется и Международный уголовный суд. Под юрисдикцию этого трибунала должны подпадать все военные преступления, совершенные Россией против Украины, начиная с февраля, но не 2022-го, а 2014 года, с появления в Крыму «зеленых человечков». Он должен получить полномочия в отношении лиц, которые руководили или руководят политическими и военными действиями государства. Четвертый принцип состоит в том, что официальный статус таких лиц (например, статус главы государства – не будем показывать пальцем, кто имеется в виду) не должен ни избавлять от ответственности, ни смягчать наказание. Наконец, данный трибунал создается ad hoc (латинский юридический термин, означающий «на случай» или «специально для этого») для рассмотрения российских военных преступлений в Украине – и, в отличие, например, от того же Международного уголовного суда, ничем другим заниматься не будет.
Сам собой напрашивается вопрос: зачем нужен такой трибунал? Что Запад может сделать против России, кроме, разумеется, прямого использования военной силы? Но не будем спешить с выводами. Стоит обратить внимание на три существенных момента. Прежде всего, здесь в рассмотрение берется вся война России против Украины, а не только ее горячая фаза, которая началась 24 февраля нынешнего года. Россиянам припомнят все, что они натворили, начиная с 2014 года, а натворили они очень много.
Во-вторых, новый трибунал должен получить право судить в том числе и действующих глав государств. Разумеется, доставить в зал суда Владимира Владимировича – задача нетривиальная (по крайней мере, пока Россия окончательно не разбита, а сейчас до этого еще далеко). Но ведь если человек отказывается явиться в суд, его могут судить и заочно. А обвинительный вердикт станет сильнейшим ударом по российской верхушке. Помимо прочего, он ее полностью изолирует, сделает абсолютно токсичной для западных политиков («Джон Смит баллотируется в президенты США. Это какой Джон Смит, который вел дела с осужденным международным преступником Путиным? Нет уж, спасибо, не надо нам такого»).
Наконец, суд, о котором идет речь, должен заниматься исключительно российскими военными преступлениями в Украине (напомним, что, с точки зрения международного права, Украина и сейчас существует в границах 2013 года). Политолог Валерий Дымов комментирует эту инициативу так:
«Там будут работать специальные следователи Международного уголовного суда в Гааге. 24 человека. Такое количество еще не привлекали никогда. Это лишний раз подчеркивает серьезность и масштабность преступлений России, которые она совершает своей войной в Украине. Мы должны понимать последствия, если не удастся создать этот специальный трибунал. Мы должны понимать, как это будет использовано российской пропагандой».