ghost
Остальное

Насильно мил не будешь: в России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино, чтобы показывать голливудские премьеры

Фото: Агентство “Москва”
29 июля, 2022

После начала войны голливудский кинопрокат ушел из России, из-за чего на экранах кинотеатров появились старые советские фильмы. Но, видимо, зритель устал от киношедевров прошлого и начал требовать большего. Голливуд отказывается идти в Россию? Надо заставить его вернуться. С этой целью еще в апреле власть начала разрабатывать законопроект, расширяющий действие принудительной лицензии.

  • После начала войны с Украиной из России ушли крупнейшие международные киноигроки
  • 27 мая президент подписал закон о «принудительном лицензировании для кино
  • По оценке Ассоциации владельцев кинотеатров, их совокупный убыток будет не менее 11,1 млрд рублей к концу 2022 года 

 

Страна принудительной жизни

Россия давно имеет статус страны, которая во всем старается проявить силу. Кем бы ты ни был, ты должен бояться: начальства, неверного слова, власть. Тебя принуждают любить Родину, иначе ты автоматически становишься предателем. Особенно хорошо эта черта проявилась именно сейчас с началом полномасштабной войны против Украины. Ведь там-то и живут те, кто не хочет любить и принимать Россию, а следовательно, надо принудить их это делать, а со временем, как говорится: стерпится-слюбится. Однако в этот раз такой уверенности уже нет.

После 24 февраля Россию начали массово охватывать санкции со всех сторон, в том числе они коснулись и развлекательной сферы. Теперь в кинотеатрах нет голливудских новинок, к ним на смену пришли старые советские фильмы и уже бывшие в прокате картины. Но потребитель требует большего, и поэтому власти начали думать, как же обойти запрет. И придумали заставить всемирно известные кинокомпании предоставлять свои новинки с помощью «принудительного лицензирования».

Согласно законопроекту, если зарубежный партнер из «недружественной страны» в одностороннем порядке прекратил сотрудничество, российский лицензиат может пойти в суд и там добиться права продолжать пользоваться интеллектуальной собственностью иностранного правообладателя. При этом российская компания продолжит платить партнеру. Сколько — решит суд. Соответствующий указ президент подписал 27 мая.

Таким образом кинотеатры теоретически смогут показывать фильмы студий Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount, которые приостановили свою деятельность в России после начала вторжения в Украину. Однако спустя почти два месяца не так много желающих нашлось воспользоваться подобной лазейкой.

Представители самих кинотеатров говорят, что такой инструмент им не нужен. Виктор Рудман гендиректор сети кинотеатров «Мираж Синема» в интервью Business FM высказал такое мнение:

«Даже если все разрешить — это полностью пиратство. Это дорога в один конец будет по итогу. Они скажут: “Давайте работать, да”. Но те, кто “пиратил”, наверное, уже не будут работать. С ними уже никто сотрудничать не станет».

А это будет означать, что российские платформы потеряют возможность показывать не только иностранные фильмы и сериалы, но и российские. И это помимо того, что вариант расширения практики применения принудительной лицензии противоречит целому ряду международных норм и конвенций, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей крупнейшие российские онлайн-кинотеатры, в том числе ivi, Okko, Megogo, Start и Amediateka.

«Мы понимаем, что даже если в России такой механизм введен будет, то ни один адекватный участник российского медиарынка, будь то телеканалы или аудиовизуальные сервисы, пользоваться этой опцией не будет. Потому что если они это сделают, то, не сомневаясь ни секунды, иностранные правообладатели, для которых это принудительное лицензирование совершенно неприемлемо, просто воспользуются существующими антипиратскими инструментами и процедурами и удалят все наши приложения. Я говорю как про мобильные приложения, размещенные на Android и iOS, так и про все существующие платформы Smart TV», – говорит гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.​

Интересно еще, что в законопроекте ответственность за добычу киноленты полностью ложится на сами кинотеатры. Они должны сами добывать копии фильмов, на которые получена принудительная лицензия: от «экранок» из интернета до каким-то образом полученных Digital Cinema Package или цифровой пакет файлов, который требуется для высококачественной проекции фильма. А для воспроизведения зашифрованного контента необходим специальный ключ, который предоставляют киностудии.

Однако некоторые кинотеатры все-таки не брезгуют подобной перспективой и берутся показывать ворованные фильмы. Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в комментарии отраслевому изданию «Бюллетень кинопрокатчика» заявил, что в начале июня нелегальные копии фильмов показывали в 127 кинотеатрах по всей России.

Известно, что в петербургском кинотеатре «Великан парк» состоялась премьера голливудского блокбастера с Томом Крузом «Топ Ган: Мэверик», а в Томске — сиквела «Доктора Стрэнджа». В кинотеатрах сообщали, что сеансы организует сторонний арендатор (при этом билеты можно было купить только в кассах).

А поскольку кинотеатры показывают фильмы уже после премьеры на стримингах в других странах, это означает не только низкое качество проекции во время сеанса, но и, как следствие, низкий зрительский интерес: после пиратских релизов у зрителей просто меньше стимулов смотреть фильмы в кино. Кроме того, эти «нелегальные» премьеры в кинотеатрах остаются без рекламы и информационной поддержки, которыми занимались российские представительства студий-мейджоров.

Перспективы «принудительного лицензирования»

Механизм принудительной лицензии – не новость, он есть и в действующей редакции Гражданского кодекса, но до сих пор распространялся только на патенты. В частности, ст. 1362 предусматривает возможность получения принудительной лицензии на изобретение или промышленный образец через суд.

Воспользоваться ею может «любое лицо, желающее и готовое использовать такие изобретения». Но лишь в том случае, если патент на изобретение или промышленный образец не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет. И при условии, что это приводит «к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке».

Суть предлагаемых нововведений главным образом сводится к тому, что действие принудительной лицензии будет распространяться не только на патенты, но и на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе контент, а для ее получения не придется ждать годы.

«Сейчас “принудительное лицензирование” в той форме, в которой оно прописано в законодательстве РФ, — это очень долгая и сложная процедура, которая занимает от полугода до года по каждому фильму, — объясняет «Медузе» Роман Исаев, глава российского представительства корпорации Comscore и член совета Ассоциации владельцев кинотеатров.

Гендиректор сервиса KION Игорь Мишин, также будучи против данной инициативы, говорит, что принудительное лицензирование может стать причиной одинаковых каталогов онлайн-кинотеатров, что сведет к нулю конкуренцию и их рыночное развитие:

«Это диверсия, это катастрофа. Я отношусь к этому очень плохо, потому что это приведет к большой проблеме для нас, российских онлайн-кинотеатров. Представьте, что мы допустим такую ситуацию: все мировые тайтлы в равном объеме присутствуют у всех у нас. Это что? Это рыночная ситуация? Нет. Когда у нас в рамках принудительного лицензирования станут одинаковые лицензионные библиотеки, тогда мы выстроимся в очередь за государственными субсидиями, так как у нас не развивается бизнес».

Еще одной важной проблемой, которая непременно вытечет из-за подобных нововведений, по мнению представителей киноиндустрии, станет пиратство. Потому что не будет никаких рычагов сдерживания, а власть как бы только посодействует этому.

По оценке Ассоциации владельцев кинотеатров, этом году кинотеатры получат совокупный убыток не менее 11,1 млрд рублей к концу 2022 года и 6,2 млрд рублей в течение первых пяти месяцев. Максимальный уровень сборов российских фильмов до конца 2022 года, который прогнозирует ассоциация, не более 6,142 млрд рублей. Также может закрыться до 95% отечественных киноплощадок, а сохранятся лишь кинотеатры с госучастием.