ghost
Остальное

Газовая война между Россией и Европой. Экономика противостояния

Фото: PA
30 июля, 2022

Россия открыла газовый фронт против Европы. Разбираемся, во сколько обойдется эта война для обеих сторон.

  • «Газпром» сократил поставки газа по «Северному потоку-1» до 33 миллионов м3. Цены на газ в Европе выросли до 2113 евро за 1000 м3
  • Евросоюз планирует сократить потребление газа на 15% до марта следующего года
  • Из-за политических игр российских властей «Газпром» уже через три-пять лет может полностью лишиться европейского рынка
  • Полное прекращение поставок газа в ЕС со стороны «Газпрома» приведет к остановке ряда европейских промышленных предприятий, а для самой российской компании может обернуться банкротством

«Газпром» сокращает поставки, цены на газ растут

За последние полтора месяца «Газпром» уже трижды сокращал поставки углеводорода по «Северному потоку-1», аргументируя такие решения то задержкой в ремонте турбины со стороны Siemens, то техническими возможностями труб.

14 июня российская газовая компания сократила поставки со 167 до 100 миллионов кубометров. Уже на следующей день углеводород на Нидерландском хабе торговался за 1240 евро за тысячу кубометров. Буквально через день «Газпром» снова пошел на сокращение поставок до 67 миллионов кубометров. В итоге цена на газ подскочила еще на 100 евро.

Утром 11 июля «Газпром» полностью перекрыл вентиля по трубопроводу «Северный поток-1», ссылаясь на необходимость проведения плановых ремонтных работ. 21 июля поставки углеводорода со стороны России в Европу возобновились, однако уже через несколько дней газовая компания объявила об очередном сокращении объемов до 33 миллионов кубометров. Цена на Нидерландском хабе перевалила за 2200 евро за тысячу кубометров.


Инфографика: «Утро Февраля»

Экономист Дмитрий Потапенко уверен, что 2000 евро за тысячу кубометров – это далеко не предельная стоимость газа.

«Цена может расти практически до космических пределов. Сейчас трубопроводный газ наиболее выгоден, а получить альтернативу ему единовременно в том объеме, который нужен Европе, невозможно», – говорит Потапенко.

Стоит отметить, что Нидерландский хаб определяет цену спота. Такая сделка, как правило, предполагает одномоментную продажу и расчет по малым объемам товара. В это же время большинство европейских стран имеют долгосрочные контракты на поставку газа. Цена на них определяется иным образом.

«Нужно понимать, что основной объем газа, который поступает в Европу и из России, и из других источников, идет по долгосрочным контрактам. У них система ценообразования иная, чем при спотовых поставках. Спотовые поставки – очень незначительны в соотношении с долгосрочными контрактами. Они не являются отражением реального ценообразования на газ в Европе. Спотовые цены могут достигать и 2000 евро, и даже 3000 евро за тысячу кубометров. Это вопрос неких спекулятивных колебаний», – объясняет эксперт-аналитик, экономист Борис Кушнирук.

План Европы по избавлению от газовой зависимости от России

Россия – крупнейший поставщик газа в Европу. На долю страны в прошлом году приходилось более 46% всего импортированного углеводорода в ЕС. Следом за РФ идут Норвегия, Алжир и США.

Инфографика: «Утро Февраля»

В ответ на постоянные сокращения поставок газа со стороны «Газпрома» министры энергетики государств Евросоюза договорили сократить потребление газа странами объединения на 15%, что эквивалентно 45 миллиардам кубометров, до марта следующего года.

По мнению экономиста Дмитрия Потапенко, это вполне реальные цифры. Однако для достижения такой цели Европе необходимо предпринять ряд шагов.

«Все, что касается сокращения потребления газа на 15%, – это достаточно травматично для Евросоюза. У него есть на это шансы, но нужно выполнить несколько шагов. Первое – создать надежный платежный хаб для всего Евросоюза. Это нужно было сделать в самом начале, чтобы не было спекуляций на предмет оплаты евро-рубль. Второе – создать единый консорциум для заполнения всех хранилищ. Третье – расконсервировать абсолютно все ядерные станции, которые есть сейчас на территории ЕС. Четвертое – включить угольную и дизельную генерации для компенсации выпадающих объемов электроэнергии», – перечисляет Потапенко.

Отчасти заменить российские поставки газа Евросоюз может за счет наращивания объемов импорта из Норвегии, Алжира, Азербайджана и Штатов. Еврочиновники активно ведут переговоры в этом направлении. В частности, в июле глава Евросоюза Урсула фон дер Ляйен во время своего визита в Баку вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подписала декларацию об увеличении поставок углеводорода вдвое по Южному газотранспортному коридору в течение следующих пяти лет. Ранее страна ежегодно поставляла в ЕС 8,1 миллиарда кубометров. В следующем году этот показатель должен возрасти до 12 миллиардов кубометров.

В целом эксперты прогнозируют, что Европа сможет преодолеть газовую зависимость от России в ближайшие три-пять лет.

«Европейские политики увидели и осознали реальные риски энергетической зависимости от России и намерены сделать все возможное, чтобы избавиться от нее как можно быстрее. Сделать это за полгода или год, конечно, не удастся, но через три-пять лет российскому газу может не найтись места на рынке европейских стран», – прогнозирует экономист Сергей Алексашенко.

Как «Газпром» из коммерческого игрока стал политическим?

С коммерческой точки зрения, «Газпром» уже почти два десятка лет ведет себя абсолютно нелогично и нерационально. С 2005 года компания принимает решения, которые ведут к сокращению ее рыночной ниши. В частности, развернув газовую войну против Украины, «Газпром» потерял основного своего потребителя на то время. Помимо этого, долгие годы компания вкладывалась в строительство сомнительных проектов, таких как «Северный поток-2», «Южный поток», труба «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», газопровод «Сила Сибири», вместо того чтобы модернизировать уже имеющиеся транспортные коридоры. По тому же газопроводу «Сила Сибири» в Китай газ уходил в определенные моменты в 10 раз дешевле, чем его покупала Европа.

Когда прошлой зимой в ЕС возник дефицит газа, «Газпром» не кинулся восполнять этот пробел, как бы поступила любая коммерческая компания, а, наоборот, сократил все свои одноразовые и краткосрочные контракты, перестал торговать на электронных газовых площадках, отказался от заполнения газовых подземных хранилищ в Евросоюзе, которые ему принадлежат. То есть российская компания сделала все, чтобы сократить свое присутствие на европейском рынке. Конечно, цены на газ в тот момент в Европе поползли вверх. Однако в дальнейшем использование государством «Газпрома» в качестве политического инструмента может обернуться для компании банкротством.

«В Европе не исключают варианта полного прекращения поставок газа со стороны “Газпрома”. При этом российской компании нужно понимать, что это будет ultima ratio regum (лат. – последний довод королей). Если она им воспользуется, то Европа окажется в ужасном положении, но и “Газпрому» вследствие такого решения грозит банкротство. Компания не сможет функционировать только для поставок газа внутри страны. Это будет чрезвычайно убыточное предприятие», – считает аналитик Борис Кушнирук.

А вот экономист Дмитрий Потапенко сомневается, что «Газпром» когда-либо полностью перекроет вентиля труб, по которым углеводород поступает в Европу.

«Полная остановка, скорее всего, не произойдет, но постоянное отключение тех или иных веток будет продолжаться. Российские власти и дальше будут использовать “Газпром” как нависшее копье для диктовки условий Евросоюзу», отмечает Потапенко.

Цена войны

Эксперты говорят, что в газовой войне не будет явного проигравшего и победителя. Европа проиграет забег на короткую дистанцию, Россия же останется аутсайдером на длинной дистанции.

Полная остановка поставок газа со стороны «Газпрома», которую не исключают в Европе, может привести к коллапсу на рынке ЕС. Многие предприятия будут вынуждены остановить свое производство. Соответственно, за этим последует сокращение штатов компаний и уменьшение налоговых потоков в бюджеты местного и государственного уровня.

«Если предположить, что Россия вообще прекратит поставки газа в Европу, безусловно, это приведет к существенной дестабилизации рынка. Огромному количеству предприятий придется на какое-то время останавливать производство, потому что попросту не будет газа. Все правительства будут заняты обеспечением потребностей населения. Траты для стран Европы могут быть высокими как с точки зрения роста цены на газ, так и с точки зрения потерь от того, что не произведут европейские компании, какие налоги они не заплатят в бюджеты, какую зарплату не получат сотрудники предприятий и т. д.», – уточняет Кушнирук.

Однако, перекрыв вентиль, «Газпром» может навсегда лишиться европейского рынка, что приведет к потере 75% прибыли компании.

«Потеря европейского рынка станет серьезнейшим ударом по бизнес-модели “Газпрома”: продажи на этом рынке составляли 30% от общего объема и приносили компании 75% доходов. В июне 2022 года добыча газа в России упала на 20% по отношению к маю и на 23% по отношению к июню прошлого года. Безусловно, эти потери были компенсированы резко выросшей ценой на газ, но я расцениваю это как первый звонок и ожидаю стремительного вытеснения “Газпрома” из Европы», – считает экономист Сергей Алексашенко.

Доходы от поставок газа – это лишь часть бюджета России, при этом не самая большая. Однако остановка поставок голубого топлива в ЕС в совокупности с постепенным отказом Запада от других российских энергоносителей: нефти и угля – существенно отразится на наполнении госказны. Эксперты считают, что в дальнейшем «Газпром» будет компенсировать потерянные доходы на европейском рынке за счет внутренних потребителей, то есть путем повышения цен на газ для российских предприятий и домохозяйств. Таким образом траты за еще одну развязанную войну Кремлем лягут на плечи простых граждан.