ghost
Остальное

Auf Wiedersehen, российская нефть и газ: что означает отказ Германии от энергоносителей из РФ для обеих стран?

Фото: Reuters
14 июля, 2022

Выступая на Сиднейском энергетическом форуме, замминистра финансов ФРГ Йорг Кукис заявил, что Германия не будет закупать российский уголь с 1 августа, а нефть – с 31 декабря. По его словам, такое решение существенно изменит структуру источников энергоснабжения страны. Какую стратегию выбрали немцы?

  • Германия прекращает в этом году импорт российского угля и нефти
  • Поставки угля из РФ покрывали более половины немецких потребностей, нефти – на треть
  • Германия стала на путь диверсификации импорта энергоносителей

 

Как Германия будет слезать с угольной иглы?

По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, в 2021 году в Германии доля выработки энергии из традиционных источников составила 57,6%, а из возобновляемых – 42,4%. При этом ключевая роль в производстве оставалась за углем (30,2%).

Около 60% угольной энергетики Германии приходится на бурый уголь и около 40% – на каменный. Свои потребности в первом страна в значительной мере покрывает за счет собственного производства. Германия – один из мировых лидеров в добыче бурого угля. А вот каменный в ФРГ перестали добывать в 2019 году из-за экономической нецелесообразности. Его импорт в страну в прошлом году составил свыше 32 миллионов тонн. При этом больше половины поставок были осуществлены из России. С существенным разрывом на втором и третьем месте оказались Австралия (16,1%) и США (15,5%).

Инфографика: «Утро Февраля»

Избавиться от российской угольной зависимости Германии гораздо проще, чем от нефтяной или газовой. Доля российского импорта может быть в полной мере вытеснена другими странами.

В немецкой Ассоциации импортеров угля говорят, что Германия не зависит от особых качественных свойств угля из РФ, поскольку это ископаемое разного качества можно легко смешивать для достижения нужных технических параметров.

На сегодняшней день главными альтернативными поставщиками ФРГ являются Южная Африка и Мозамбик. В дальнейшем страна может нарастить поставки также из Австралии, Колумбии, США и Индонезии.

Инфографика: «Утро Февраля»

Еще одно лекарство для Германии от российской угольной зависимости – это повышение выработки энергии за счет возобновляемых источников. Установка новых ветрогенераторов и солнечных батарей была бы эффективным решением данной проблемы. В частности, в начале апреля правительство ФРГ одобрило пакет мер, который предусматривает полный переход на зеленую энергетику к 2035 году.

Однако амбициозным целям немцев отказаться в ближайшую декаду от угля мешают козни «Газпрома». Дело в том, что на долю газа в выработке энергии в Германии приходится более 10%. Сокращение его поставок в страну со стороны России заставляет правительство ФРГ идти на отчаянные меры – переводить законсервированные угольные станции в резерв. Это означает, что они заработают при острой нехватки голубого топлива. Одобренный Бундестагом закон предусматривает запуск угольных электростанций мощностью около 8 гигаватт в случае чрезвычайной ситуации.

Лекарство от нефтезависимости

Германия импортировала в прошлом году нефти объемом более 80 миллионов тонн. Доля российских поставок тут ниже, чем в угольных, однако все равно самая большая – 34,1%. Значительный объем черного золота ФРГ также импортирует из Штатов (12,5%), Казахстана (9,8%), Норвегии (9,6%) и Великобритании (9,3%).

Инфографика: «Утро Февраля»

Эмбарго ЕС на морские поставки нефти начнет действовать с конца этого года. Германия также к этому сроку добровольно откажется от снабжения топливом по трубопроводу «Дружба».

Теоретически немцы могут заменить часть российских поставок за счет новых договоров с американцами и арабами.

Инфографика: «Утро Февраля»

Еще один вариант для Германии – это компенсировать часть поставок нефти из России за счет наращивания собственной добычи.

По данным Федеральной ассоциации природного газа, нефти и геоэнергетики (BVEG), Германия импортирует 98% черного золота от потребляемых объемов. Сама страна добыла в прошлом году около 1,8 миллиона тонн сырой нефти. Однако еще в 1980-х эта цифра была вдвое больше – почти 4 миллиона тонн в год.

Самые богатые залежи нефти находятся на севере Германии. Большая часть ископаемого добывается в Шлезвиг-Гольштейне (около 1 миллиона тонн нефти в 2021 году) и Нижней Саксонии (около 560 000 тонн нефти в 2021 году). Нефть также производят в Рейнланд-Пфальце, Баварии и Гамбурге, но в значительно меньшем количестве.

С момента ввода в эксплуатацию нефтяного месторождения в Шлезвиг-Гольштейне в Ваттовом море (часть акватории Северного моря) за несколько десятков лет там было добыто около 40 миллионов тонн ископаемого.

По состоянию на 2021 год безопасные и вероятные запасы Германии оценивались в 23,3 миллиона тонн сырой нефти. Это ненамного больше, чем Россия поставляет в страну за год.

При этом в Федеральной ассоциации природного газа, нефти и геоэнергетики заявляют, что нефтяные месторождения Германии далеко не исчерпаны. Даже если резервуар сегодня считается истощенным, более 40% ископаемого обычно все еще доступно и, следовательно, есть варианты для дальнейшей добычи, если это технически возможно и экономически привлекательно.

Нефтяники Германии уверены, что известные месторождения могут использоваться все лучше и лучше благодаря новым технологиям разведки и добычи, также ранее недоступные месторождения могут быть раскрыты, а ресурсы станут пригодными запасами для использования.

О том, что необходимо пересмотреть запрет на новые бурения в Северном море, в Германии говорят еще с марта.

Цена вопроса

Германия – одна из более зависимых европейских стран от российских энергоносителей. За прошлый год немцы заплатили России за уголь – свыше 2 миллиардов евро, за нефть и газ – почти 19,5 миллиарда евро.

Из-за войны России против Украины цены на энергоносители в этом году взлетели. Стоимость тонны угля приближается к 400 евро, барреля нефти – к 100 евро.

Только в мае, по данным Федерального статистического ведомства, в денежном выражении импорт Германии из России увеличился на треть, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 3,3 миллиарда евро. За нефть и газ в этом же месяце немцы заплатили почти 2 миллиарда евро (на 29,3% больше, чем в прошлом году), а за уголь – 400 миллионов евро (в 2,5 раза больше, чем в прошлом году). При этом, с точки зрения объемов, тенденция была обратная.

Отметим, что диверсификация энергоносителей Германии влетит в копеечку. Если российский уголь удобно было поставлять железной дорогой, то сырье из других стран приходится завозить по морю. Если вместимость судов становится недостаточной, импортные альтернативы дорожают.

Из-за энергетического кризиса, вызванного в том числе и российским вторжением, цены в Германии стремительно пошли вверх. Подорожало буквально все: продукты, бензин, коммуналка.

Все чаще из уст немецких чиновников идут призывы к населению готовиться к холодной зиме. Бизнесу рекомендуют снижать температуру в офисах, а самим гражданам экономить на воде и отоплении.

К примеру, Financial Time пишет, что компания Vonovia – крупнейший арендодатель в Германии – уже предупредила своих жильцов, что будет снижать температуру центрального отопления до 17 градусов на ночь. А жилищная ассоциация в саксонском городе Диппольдисвальде заявила, что начинает ограничивать поставки горячей воды.

В это же время России удалось нарастить экспорт энергоносителей в Китай и Индию, а также получить сверхдоходы от роста цен на них.

Казалось бы, сейчас «в моменте» Россия выигрывает экономическую битву. Однако есть несколько «но»:

Первое: Россия полностью лишается европейского рынка. Эмбарго ЕС на уголь начнет действовать с середины августа. Еврочиновники рассчитают, что из-за него РФ будет терять около 4 миллиардов евро в год. Запрет Евросоюза на морские поставки нефти заработает с конца года. От топлива не отказались только Венгрия, Словакия и Чехия. При этом азиатский рынок, по подсчетам экономистов, может принять только до трети российского экспорта, который ранее приходился на Европу.

Второе: Страны ОПЕК+ согласились увеличить добычу нефти, что будет влиять на ее цену. Кроме того, нарастающий страх перед рецессией снижает спрос на топливо и, соответственно, его стоимость. В июле цена за баррель нефти скатилась за отметку 100 долларов против 120 долларов еще в прошлом месяце.

Третье: на Западе активно обсуждают возможность установить предельные цены на российскую нефть в рамках 40–60 долларов за баррель.

Все вышеперечисленные факторы могут вылиться в потери для российского бюджета в виде десятков миллиардов долларов, что скажется на благосостоянии каждого россиянина, в первую очередь пострадают незащищенные версты населения.