Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорился с российским руководителем Владимиром Путиным о покупке газа частично за рубли. Переговоры двух лидеров прошли накануне в Сочи.
Российский вице-премьер Александр Новак по итогам встречи сообщил журналистам: «Президенты договорились о том, что мы начинаем частично поставки газа и их оплату в рублях». Что значит «частично», он не пояснил. А совместной пресс-конференции двух президентов не было.
В результате Россия, как и требовала, получит рубли. А Турция избежит давления Запада, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
«Если оплата будет производиться в рублях без использования западных платежных систем, без использования доллара, то, соответственно, снижаются риски для Турции стать объектом вторичных санкций со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза. Это очень важно! Поскольку я думаю, что турецкие компании опасаются того, что в отношении их могут быть приняты жесткие ограничительные меры, если они продолжат экономическое сотрудничество с Москвой. При переходе на рубли риски (санкций, – ред.) снижаются», – отмечает эксперт.
Российский рубль, как платежное средство, выгоден самой Турции, убежден политолог-востоковед Олег Гущин.
«Почему рублями? А турецкая лира ведет себя так (на бирже, – ред.), что ее просто нельзя использовать в таких международных экономических сделках. А рубль более-менее стабилен. Доллар не так удобен. И какая разница – 100 долларов в рублях или 100 долларов в турецких лирах», – говорит эксперт.
По его мнению, Турции выгодно продолжить экономическое сотрудничество с Россией.
«Мы намерены торговать с Турцией дальше. Есть две газовые нитки трубопроводов через Черное море: “Турецкий поток” и “Южный поток”. Эрдоган плевал на санкции. Не будет он их обходить. Он их растопчет ногами и пойдет дальше. У него свой интерес, он управляет Турцией», – объясняет Гущин.
Политолог считает, что президенты России и Турции в переговорах не упустят своей выгоды.
«Путин и Эрдоган – это не те люди, которые меняют “шило на мыло”. Они меняют «шило на шило» и “мыло на мыло”. Может быть, на 10 копеек – в ту или другую сторону, но выгода – всем. Россия нужна Эрдогану, а России нужен такой Эрдоган», – заметил политолог.
Встреча двух президентов, в основном, касалась экономического сотрудничества. Кроме поставок газа, обсуждалось строительство АЭС «Аккую», транспортировка украинского зерна. Первый корабль с зерном прибыл в Стамбул еще в среду. Еще три находятся в пути.
В вопросе прекращения войны в Украине никаких достижений не случилось, отмечает Андрей Кортунов.
«Если кто-то рассчитывал на то, что на этой встрече будет достигнут какой-то прорыв в решении российско-украинских проблем, то, наверное, эти люди были разочарованы. Насколько можно судить, позиции России по этому вопросу не изменилась. Стороны существенно расходятся друг с другом», – объяснил эксперт.
Впрочем, это вопрос мог быть вообще проходным, потому что Москва и Анкара смотрят по-разному на суверенитет Украины, отмечает Кортунов.
«Мы не знаем, конечно, насколько эта тема присутствовала в разговоре. Но едва ли мог получиться какой-то предметный разговор, поскольку и Турция, как страна, и Эрдоган, как лидер этой страны, занимают очень конкретную – проукраинскую позицию в этом конфликте. В 2014 году Турция не признала присоединение Крыма к России, выступает за полное сохранение территориальной целостности Украины в границах 1991 года», – заметил эксперт.
По его мнению, Турция не сможет выступить посредником в прекращении войны.
«Едва ли Эрдоган годится на эту роль. Посредник это тот, кто может занять равноудаленную позицию в конфликте, который может оценить интересы и той, и другой стороны, предложить некий компромисс. Не будем забывать о том, что Турция является членом Североатлантического альянса. Причем она – один из ведущих членов блока НАТО. Поэтому на роль полноценного посредника Турция едва ли подходит. Если говорить о посредничестве, надо искать лидеров, которые будут пользоваться уважением, доверием и признанием как в Киеве, так и в Москве», – заключил эксперт.