ghost
Остальное

Ракетный удар, диверсанты или традиционный окурок. Что взорвалось на военном аэродроме в Крыму

Фото: Reuters
10 августа, 2022

9 августа стало еще одним переломным днем в российско-украинской войне наряду с отступлением из-под Киева и потоплением крейсера «Москва». Оккупированный Крым впервые с 24 февраля и в целом за последние восемь лет включился в боевые действия. Хотя 31 августа был нанесен удар беспилотником по штабу ВМФ в Севастополе, масштаб этих ударов несопоставим. 

  • В публичном пространстве фактически появилось три версии произошедшего, но официальная российская пропаганда выбрала вариант со случайностью, не желая давать повод думать, что российская ПВО пропустила украинские ракеты
  • Украина не подтверждала ни ракетный удар, ни работу своих диверсантов, но официальные лица намекают на успешный результат своей работы 
  • Наиболее вероятной причиной взрыва является работа диверсантов, так как ракеты не были никем зафиксированы, а халатность – всего лишь удобное для Кремля объяснение

Аннексируя полуостров, российские власти обещали «стабильность» вместо «хаоса» в Украине, который и начался по вине Кремля. На самом деле война в Крыму была просто отложенной. Под курортным городом Саки прозвучали мощные взрывы на военном аэродроме.

Самое необычное, что ни в Москве, ни в Киеве не торопятся утверждать какие-либо версии и делать однозначные заявления. На это есть немало причин, вне зависимости от того, что на самом деле произошло под Саками. Какие есть основные версии взрывов в аэропорту?

Что достоверно известно

9 июля около 15:00 под Саками в селе Новофедоровка местные жители и отдыхающие услышали около трех взрывов. Позже сообщалось, что взрывов было еще больше – до 12 за одну минуту. После этого в Саках включили сирену воздушной тревоги, что косвенно указывает на ракетную атаку. Вечером так называемый «глава Крыма» Сергей Аксенов продлил ранее введенный на полуострове режим террористической угрозы, фактически уже подозревая как раз диверсантов.

Фото: скриншот / видео с аэродрома под Саками

Из-за взрывов погиб один человек, семеро были ранены. Так называемые «власти» Крыма утверждают, что гражданских среди жертв нет, хотя в сеть попали видео, где автомобили в радиусе километра от эпицентра взрыва сгорели дотла. С украинской стороны звучат предположения, что погибло до 60 военнослужащих, более сотни – ранено.

Из Новофедоровки начали массово выезжать люди, вероятно, в основном туристы. Также пробки зафиксировали на выезде с полуострова через Крымский мост. Назначенный Россией «глава Крыма» Сергей Аксенов заявил, что угроз для отдыхающих нет.

Новофедоровка – село возле курортного города Саки, там находится военный аэродром, где базируется 43-й истребительный авиационный полк.

Спутник частной компании Planet Labs за четыре часа до взрыва – в 11:10, зафиксировал на военной базе огромное количество российской авиации.

  • Истребителей-бомбардировщиков Су-30 — 14 единиц
  • Истребителей-бомбардировщиков Су-24М — 16 единиц
  • Вертолетов  Ми-8 —  6 единиц
  • Тяжелый бомбардировщик Ту-22 — 1 единицу
  • Военно-транспортный самолет Ил-76 — 1 единицу.

Вся эта авиация регулярно совершала вылеты для бомбардировок и ударов по украинскому югу, по военным объектам и мирным жителям. Поэтому ответная атака украинской армии выглядит, по крайней мере, логичной – с целью прекратить бомбардировки своих городов.

Украинское Министерство обороны зафиксировало уничтожение девяти самолетов на авиабазе. Однако о своей причастности к взрывам не написали.

Спутниковый снимок Planet Labs. За четыре часа до взрыва. Фото: украинское медиа «Схемы»

В Минобороны РФ прокомментировали инцидент очень обтекаемо. Там заявили, что «огневого воздействия» не было, что можно трактовать как взрыв по случайности, а не как следствие ракетного удара или диверсию. Хотя внятного ответа в их словах нет.

«Около 15.20 на территории аэродрома Саки в районе населенного пункта Новофедоровка на обвалованной площадке хранения произошла детонация нескольких авиационных боеприпасов. В результате взрыва никто не пострадал. Авиационная техника на аэродроме не повреждена. Принимаются меры по тушению возникшего пожара и выяснению причин взрыва. По докладу с места, никакого огневого воздействия по обвалованной площадке хранения боеприпасов на аэродроме не было», – сообщили в силовом ведомстве.

Топовые российские пропагандисты такие, как Ольга Скабеева и Маргарита Симоньян, также путались в версиях и четкого ответа о произошедшем своей аудитории не давали.

Версия 1. Украинская ракета

Сделать Крым неприступной крепостью не так уж сложно, этому благоприятствует географическое расположение – со всех сторон полуостров окружен морями, за исключением небольшого перешейка на севере. Украина практически не имеет ракет, которые могли бы преодолеть столь большое расстояние, а линия фронта, отодвинутая за Херсон, еще больше усугубила положение для ВСУ.

Один из мощнейших ракетных комплексов, которые стояли на вооружении у Украины – «Точка-У», имеет максимальную дальность стрельбы до 120 километров. Этого все равно недостаточно, чтобы достичь с побережья Одесской области или подконтрольной территории Николаевской области берегов Крыма.

После 2014 года в Украине начали разрабатывать крылатую противокорабельную ракету «Нептун», которая являлась глубокой модернизацией советских ракет Х-35. Дальность пуска «Нептуна» – 280 километров, то есть этого потенциально хватит, чтобы достичь цели в Саках от нынешних украинских позиций. Американский институт изучения войны (ISW) в своем отчете допускает, что Украина могла модернизировать эту ракету для удара по наземным целям: «Украина могла модифицировать свои ракеты “Нептун” для нанесения ударов по наземным целям (как это сделали россияне с противокорабельными и зенитными ракетами), но в настоящее время нет никаких доказательств, подтверждающих эту гипотезу».

ISW также предполагает, что «украинские силы использовали предоставленные США армейские тактические ракетные комплексы большой дальности (ATACMS). Однако у украинских сил нет систем ATACMS».

ATACMS – американский оперативно-тактический ракетный комплекс с дальностью стрельбы до 310 километров, то есть этого тоже было должно хватить для подобного удара. Запускаются такие ракеты с систем HIMARS, которые уже есть у Украины. Ранее в Белом доме заявляли, что не будут поставлять Украине боеприпасы с большой дальностью стрельбы, не желая эскалации прямого конфликта НАТО и России.

Фото: американский оперативно-тактический ракетный комплекс ATACMS, который официально Киеву не передавали, хотя просьбы о дальнобойном оружии со стороны Украины звучали

Бывший советник министра внутренних дел Украины Виктор Андрусив не является официальным лицом, но утверждает: «Как вы могли понять – ракеты с дальностью 200–300 км уже у нас на вооружении и используются. Взрывы в Мелитополе, а сегодня на аэродроме в Новофедоровке в Крыму – публичное доказательство этому. Я ожидаю, что россияне постараются опровергнуть наш удар. Скажут что-то вроде “несчастный случай”, “возгорание”, “диверсия”. Признать, что у нас есть возможность ударить на 300 км – это посеять панику кругом, где расположены резервы и тылы». 

Американское издание New York Times со ссылкой на анонимный источник в украинской армии пишет, что взрыв – дело рук ВСУ. Правда, каким образом он был совершен – не указано: «Это была авиабаза, с которой регулярно вылетали самолеты для нанесения ударов по нашим войскам на южном театре военных действий», – заявил собеседник издания.

Он не стал раскрывать тип оружия, использованного для атаки. При этом чиновник уточнил, что «было использовано устройство исключительно украинского производства», что исключает использование HIMARS.

Версия 2. Диверсанты

Допустить мысль, что хваленая российская система ПВО пропускает беспилотники и дальнобойные ракеты – еще большее информационное поражение, чем признать диверсию. Поэтому такая версия более удобная для российских СМИ. Сначала пропагандисты смещали акцент с ракетного удара именно на диверсию, а уже затем озвучили еще более примитивное объяснение.

В пользу версии о подрыве изнутри каким-нибудь спецотрядом или двойным агентом также есть аргументы. Никаких видео с работой ПВО или полетом ракет в соцсетях так и не появилось. Хотя можно допустить, что будь это ракеты, то они летели бы над морем, где зафиксировать их на камеру было бы некому.

Александр Кочетков, бывший инженер-конструктор украинского КБ «Южное», где еще с советских времен разрабатывались передовые ракеты, считает, что признаков ракетного удара или атаки с дрона нет. Даже если бы российская ПВО не справилась бы с задачей обороны своих объектов, то по крайней мере система их бы засекла, пишет Кочетков:

«Произошедшему в Новофедоровке наиболее соответствует диверсия. Но тогда она должна войти в мировые анналы разведывательно-диверсионной работы. Потому что спланирована дерзко и выполнена филигранно», – отмечает инженер.

Украинские ракеты «Нептун» или «Гарпун» могли бы совершить такой удар, но их было бы видно уже на подлете: «Это дозвуковые ракеты, их было бы отчетливо видно в ясном небе. И сверхзвуковые ракеты ATACMS, которых у нас официально нет, на ниспадающем участке траектории тоже были бы видны (даже гиперзвуковой «Кинжал» виден). Кроме того, у агрессора этот участок просто напичкан ПВО еще с советских времен. Она бы обязательно засекла атакующие ракеты. Не факт, что удалось бы сбить, но попытались бы обязательно».

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк фактически признает причастность Украины, но также туманно не говорит о методе: «Демилитаризация Российской Федерации — неотъемлемая часть обеспечения глобальной сохранности. Будущее полуострова Крым – быть жемчужиной Черного моря, национальным парком с уникальной природой и мировым курортом. Не военная база для террористов. Все только начинается». 

А вот вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук намекнула именно на диверсию: «Сегодня Международный день коренных народов. В Украине такими считаются крымские татары, караимы и крымчаки. А сегодняшние взрывы в Новофедоровке – очередное напоминание.– чей Крым. Потому что это Украина!» 

Версия 3. «Брошенный окурок»

«Брошенный окурок» становится причиной многих взрывов на российских военных объектах – так шутят в украинском сегменте соцсетей об удачных ударах или диверсиях ВСУ, особенно в глубоком тылу. Российская официальная позиция по поводу многих болезненных атак объясняются нарушением техники безопасности. Такое нелепое оправдание использовали даже для потопленного крейсера «Москва».

Такая причина имеет право на существование, но, конечно, в меньшинстве случаев. Особенно во время войны лишь единичные случаи взрывов могли иметь такую причину в действительности.

Однако именно версия случайности была выбрана основной в российских СМИ. Издание «Крымская правда» пишет о якобы пожаре при погрузке топлива. Из-за этого, следует предположить, сдетонировали боеприпасы.

Главред пропагандистского медиахолдинга RT Маргарита Симоньян вбросила тезис о «головотяпстве»: «На месте считают, что не прилеты, а диверсия. А то и вообще головотяпство». Такое эмоционально окрашенное слово должно сработать как пропагандистский нарратив – вместо катастрофы и поражения создается впечатление какой-то нелепости, не имеющей угрозы для людей, несмотря на погибшего, раненых и огромные разрушения. «Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость в ведении какого-либо дела», – дает определение слову толковый словарь.

Позже Симоньян развила эту версию: «А вот что случилось на самом деле. На площадке хранения сдетонировало несколько боеприпасов. Никто не пострадал. Техника тоже цела. Никаких прилетов не было». Почему сдетонировали боеприпасы – история умалчивает.

Инженер Александр Кочетков считает эту версию ошибочной: «При нарушении техники безопасности всегда один очаг детонации, от которого по цепочке с временным лагом возникают другие. А в Новофедоровке взрывалось одновременно в нескольких местах».

Бывший главарь террористических группировок Игорь Стрелков согласен с официальной версией только в саркастическом тоне: «В Новофедоровке были складированы боеприпасы, они взорвались, но атаки по ним не было. Вот лежали себе, а потом ( сразу одновременно в двух местах) взяли и взорвались. Бывает, чо…»

Некоторые российские пропагандисты колеблются между версиями о халатности и диверсантах, но, возможно, в этом заключается глобальная тактика информационного воздействия на внутреннюю аудиторию – запутать обывателя сложными «многоходовками», чтобы не возникало страха, паники или злости в адрес властей.

Вне зависимости от настоящей причины пожара, это очень сильный удар и с военной точки зрения, так как аэродром был одним из основных, который использовался для российской авиации на юге Украины, и с информационной, поскольку в очередной раз разрушает стереотип о якобы мощной армии России, так и с экономической, поскольку даже девять уничтоженных самолетов – огромные убытки.

Всего авиации на аэродроме находилось примерно на стоимость более 1 миллиарда долларов. Чтобы произвести 30 новых аналогичных самолетов, потребуется более полутора лет, а в условиях западных санкций и того больше. Официально так называемые «крымские власти» признали ущерб гражданской инфраструктуре на 200 миллионов рублей. Военные потери составляют еще в разы больше, так как именно на территории базы произошел взрыв, и самые крупные разрушения были также за оградой.

Реакция российских должностных лиц на взрыв, если он все же был атакой ВСУ, является крайне ущербной. Все грозные заявления о мести украинским военным уже привычно не реализуются. Украинская армия каждый раз наносит все более ощутимый удар своему противнику и не получает за это никакой ответной реакции. Такой стиль войны и, вправду, приведет Украину к победе над Россией.