ghost
Остальное

Бартер и национальные валюты: как платят по счетам торговые партнеры РФ

Фото: ТАСС
15 августа, 2022

Под давлением санкций Россия постепенно переходит на расчет со своими партнерами в национальных валютах. Передовики такой практики – предприятия военно-промышленного комплекса. Разбираемся в новых схемах международной торговли.

  • Россия минимизировала расчеты в долларах по экспортным оружейным поставкам
  • Россия занимает второе место в мировом экспорте оружия, однако ее доля тут постепенно сокращается
  • Санкции Запада ставят под вопрос возможности российского ВПК как пополнять свои запасы, так и реализовывать заказы на экспорт

Оружие за рупии, юани и рубли

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью «Интерфаксу» заявил, что Россия минимизировала расчеты в долларах по экспортным оружейным контрактам. Причина весьма проста – санкции против отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса и кредитных организаций. Расчеты в долларах, как правило, проводятся через иностранные банки, что сегодня для России в большинстве случаев заканчивается блокировкой средств. Более того, при такой оплате под вторичные санкции Штатов рискуют попасть торговые партнеры РФ.

По словам главы «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, на сегодняшний день расчеты по оборонным заказам выполняются по замкнутой валютной схеме с участием рупия, юаня и рубля.

«Ростех» начал вести переговоры с Индией и Китаем – главными импортерами российского оружия – о переходе на расчет по этой категории товаров в национальных валютах еще в 2015 году.

За год до этого некоторые предприятия госкорпорации попали под санкции США и Евросоюза, введенные в ответ на аннексию Крыма. Тогда и были зафиксированы первые случаи задержки оплаты по поставкам оружия. Во избежание дальнейших проблем «Ростех» подписал с Индией и Китаем ряд контрактов на поставки оружия в рупиях и юанях. При этом цены в договорах фиксировались в долларах и евро, а вот оплата осуществлялась в национальной валюте по курсу на момент расчета. Заказчики на банковский счет вносили рупии или юани, далее они конвертировались в рубли.

Куда Россия экспортирует свое вооружение?

Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Россия занимает второе место в мире по поставкам оружия. На страну приходится 18,6% мирового экспорта. В период с 2017-го по 2021 год Россия поставляла вооружение 45 странам. Ее экспорт прежде всего был сконцентрирован на четырех государствах – Индии (27,9%), Китае (21,1%), Египте (12,6%) и Алжире (11,2%).

Инфографика: «Утро Февраля»

В общей сложности 61% российского экспорта оружия приходится на Азию и Океанию, 20% — на Ближний Восток и 14% — на Африку.

В 2017–2021 годах основными статьями экспорта вооружений России были самолеты (48% от общего объема поставок), двигатели (16%), в основном для самолетов, и ракеты (12%).

По данным вице-премьера РФ Юрия Борисова, общий портфель заказов на вооружение составляет около 50 миллиардов долларов. Ранее страна ежегодно получала 14–15 миллиардов долларов от продажи этой категории товара.

Однако стоит отметить, что в последнее время Россия теряет свою долю на рынке вооружений. Если в 2012–2016 годах на страну приходилось 23% мирового экспорта, то сейчас 18,6%.

В 2014 году российскому военно-промышленному комплексу жизнь усложнили санкции. На тот момент только из Украины российские оборонные предприятия получали более трех тысяч деталей и компонентов для более чем 200 различных систем вооружений, включая двигатели для вертолетов, самолетов и надводных кораблей.

В 2022 году экономические меры против РФ стали еще более жесткими. Запад запретил своим предприятиям экспортировать в страну товары двойного назначения. Лишившись доступа к мировому рынку микросистем и других электронных компонентов, российский ВПК рискует на долгие годы забыть о модернизации.

В сравнении с 2012–2016 годами поставки оружия из России в Индию упали на 47%, а во Вьетнам – на 71%. В частности, Индия отказалась от заказа десяти вертолетов Ка-31.

А вот экспорт российского вооружения в Китай и Египет, наоборот, вырос. В 2017–2021 годах эти страны получили из РФ системы ПВО и боевые самолеты.

Своеобразной антирекламой российского вооружения стала война в Украине. В частности, успешные атаки ВСУ по острову Змеиный, в результате которых армии РФ пришлось бежать со своих позиций, и по мостам в Херсонской области, большая часть которой находится в российской оккупации, ставят под вопрос эффективность систем противовоздушной обороны России, что может заставить нынешних покупателей этого типа оружия задуматься о смене поставщика.

Вместо доллара – национальные валюты и бартер

Россия последовательно переходит на расчет в национальных валютах со своими партнерами. К примеру, торговля в юанях и рублях между Китаем и Россией на конец апреля уже составляла порядка 25%. Импортеры угля и нефти из Поднебесной активно платят за российские энергоресурсы в китайской валюте.

Юань также стал основной единицей расчета между РФ и Индией. Вдобавок страны торгуют между собой в гонконгских долларах, евро и дирхамах. А недавно индийский Центробанк разрешил проводить международную торговлю еще и в рупиях.

За часть российских поставок газа в рублях уже в скором времени начнет рассчитываться Турция, также страна надеется в дальнейшем подключить к платежам лиры. Пара рубль – фунт используется в товарообороте между Россией и Египтом.

Если в торговле с Индией, Китаем, Турцией и Египтом Россия сделала один шаг назад, согласовав расчеты по некоторой продукции в национальных валютах, то в торговле с Ираном государство ушло в далекое прошлое, обратившись к бартеру: отечественная сталь взамен на поставки автомобильных запчастей и газовых турбин.

С одной стороны, торговля в национальной валюте — это возможность избежать заморозки платежей и вторичных санкций. С другой – национальные валюты менее ликвидны, чем доллар. «Американец» составляет около 60% мировых резервов. Экспортную выручку в долларах можно направить на любые закупки в разных странах, тогда как рупии, египетские фунты или лиры ограничены в своем использовании. При этом не так уж часто бывает, чтобы две страны торговали друг с другом на паритетных началах. Почти всегда одна из них имеет во взаимной торговле положительный баланс, а другая — отрицательный. Соответственно, будут возникать и излишки одной из валют.

Тогда как в правительстве рапортуют о том, что Россия практически ушла от доллара в экспорте вооружения, большой вопрос состоит в том, способен ли ВПК сегодня в условиях войны и санкций, когда закрыт доступ к мировому рынку микросхем и других электронных компонентов, пополнять собственные запасы, не говоря уже о своевременной реализации контрактов на продажу. Или же заявления о минимизации доллара в экспортных контрактах стоит воспринимать как сокращение самих договоров.