ghost
Остальное

Льготы и кредиты для московского бизнеса: инвестиция в будущее или спасательный круг

Фото: пресс-служба Мэра Москвы
16 августа, 2022

Российская экономика еще в начале весны обозначила путь своего дальнейшего существования: массовое импортозамещение и узаконенная контрабанда, которую гордо именуют параллельным импортом. Примерно в то же время власти заговорили о поддержке малого и среднего бизнеса, особенно на фоне ухода больших западных корпораций, который повлек увольнение десятков тысяч людей. Больше всего эта тенденция коснулась крупных городов, и в частности Москвы. В марте Сергей Собянин анонсировал программы льготного кредитования и грантовой поддержки, а в середине августа отчитался о первых успехах. 

«Спасти рядового москвича»

В Москве функционируют около 800 тысяч малых, средних и микропредприятий. В них работают более четырех миллионов человек. Больше всего таких компаний в торговле. В первую пятерку входят также малые предприятия в таких сферах, как:

  • профессиональная, научная и техническая деятельность;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • строительство;
  • информация и связь.

В конце марта мэр Москвы Сергей Собянин встретился с руководителями предприятий и пообещал дополнительную помощь наиболее уязвимым сферам предпринимательства.

«Основу современной экономики создают как раз именно малые и средние предприятия, и москвичи пользуются их услугами каждый день. Это и торговля, и общепит, и услуги, и строительные предприятия, производственные предприятия, IT-компании, креативный бизнес, огромное количество инновационных компаний, которые создают технологические заделы будущего нашего города и нашей страны», – сказал градоначальник.

Анонсированные меры поддержки:

  • Кредиты по льготной ставке 15% на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели

Их смогут получить компании в любой отрасли экономики. Срок субсидирования процентной ставки – 12 месяцев, максимальный кредит – 50 миллионов рублей.

  • Программа льготного факторинга

Эта программа рассчитана на производителей и дистрибьюторов, которые продают свою продукцию на условиях отсрочки платежа. Максимальная ставка по договорам льготного факторинга – 16%, срок субсидирования – 12 месяцев.

  • Гранты на проекты создания импортозамещающих производств

Их смогут получить компании любого размера из любых отраслей экономики. Но при этом выдвигается требование на создание производства товаров и услуг критической инфраструктуры, необходимых жителям города, в здравоохранении, ЖКХ, транспорте, безопасности и строительстве. Максимальный грант – 100 миллионов рублей.

  • Гранты на проведение пилотных тестирований инновационной продукции в реальных или максимально приближенных к реальным условиях

Тестирование можно проводить на 60 площадках городской инфраструктуры, среди них 24 организации здравоохранения и социального обслуживания, 12 культурно-досуговых и 4 образовательных учреждения, технопарки, учреждения в сфере ЖКХ и транспорта. Сумма гранта – до 2 миллионов рублей.

Промежуточные итоги

В мэрии Москвы уже отчитались о своих промежуточных результатах. Сергей Собянин в своих соцсетях рассказал, что поддержка сейчас фокусируется именно на тех, кто готов расширять свой бизнес, открывать импортозамещающие производства и создавать новые рабочие места.

«За почти полгода город выделил на помощь малому и среднему бизнесу около 22 млрд рублей. Среди получателей городских грантов и льготных кредитов – производители продуктов питания и одежды, научно-исследовательские компании, медицинские учреждения, детские центры и так далее», – написал он.

Мэр даже приложил ссылку на сайт, где собраны успешные кейсы, в которых Москва помогла конкретным предпринимателям. Среди примеров – разработчик платформы по управлению отходами и производитель детских площадок, который смог заменить импортные комплектующие на детали собственной разработки.

Еще на сайте есть история ресторатора, который получил грант на открытие кафе израильской кухни, пример бизнеса, который продает сладости из орехов, а также предприятия, связанные с наукой, техникой и социализацией.

С ресторанным бизнесом в Москве отдельная история. Ему мешает значительный рост цен на сырье, проблемы с логистикой, приостановка поставок и снижение платежеспособности москвичей.

По словам многих рестораторов, этот вид предпринимательства почувствует сильные убытки ближе к зиме. Именно к этому моменту цены поднимутся относительно закупочных, и тогда гости заведений будут видеть в своем счете совсем неожиданные цифры.

Пока этот список выглядит хаотично, логично предположить, что в дальнейшем гранты и другую финансовую помощь будут предоставлять преимущественно для тех предприятий, которые смогут заменить ушедшие. Речь идет, например, о производстве бытовой химии, пошиве одежды, внутреннем туризме и аутсорсинговом бизнесе. И речь не только о Москве.

Что касается столицы, там и в условиях санкций остаются виды бизнеса, которые держатся на плаву, некоторые даже процветают.

Речь идет в первую очередь о компаниях, которые занимаются поставками дефицитных товаров.

Также не бедствуют разнообразные сервисы доставки. Аптечный бизнес из-за проблем с логистикой хоть и находится в кризисе, остается прибыльным. Образовательные онлайн-платформы тоже продолжают пользоваться спросом, не стоит и строительный бизнес. 

Проблема краткосрочных перспектив

Большинство экономистов инициативы московских властей не критикуют. Предложенные меры, действительно, на некоторых этапах помогают бизнесу оставаться на плаву в условиях санкций и открывают доступ к ресурсам.

Однако факт остается фактом: вся помощь, на которую могут рассчитывать московские предприниматели, позволяет лишь выживать, а не развиваться. Конечно, власти активно говорят о новых возможностях, об изоляции как о трамплине к независимости, однако на практике так работает далеко не всегда.

Рассматривать столицу в отрыве от всей России позволительно в контексте бизнес-климата и существования там современных бизнес-моделей. Однако с точки зрения экономического прогноза, такая выборка становится крайне нерепрезентативной.

Санкции затронули почти 90% российских компаний. Чуть меньше 12% из них не смогли адаптироваться к новым условиям и вынуждены полностью или частично остановить бизнес. Таковы результаты «Мониторинга текущего состояния бизнеса в России». Кажется, что цифры невелики, но на самом деле речь идет о каждой десятой российской компании.

Также экономисты считают, что в глобальной перспективе кредиты не смогут спасти российский бизнес. В первую очередь для этого нужно соблюдение законодательства, а не массовые поборы, о которых постоянно рассказывают владельцы бизнеса. При этом налоговые режимы должны оставаться неизменными, а правила ведения предпринимательской деятельности одинаковыми для всех.

Одним словом, государство должно создавать условия для развития предпринимательства, а не кидать ему спасательный круг в виде кредитов в условии всеобщей изоляции от остального мира.