ghost
Остальное

Путин учредил звание «Матери-героини». Но демографический кризис орденами не залить

Орден «Мать-героиня» времён СССР. Фото: архив
16 августа, 2022

  • Владимир Путин учредил особый знак «Матери-героини»
  • В РФ всеобщая проблема демографического перехода усугублена путинизмом
  • Государство ценит смерть на «спецоперации» в семь раз выше, чем рождение 10 детей

Владимир Путин подписал указ об учреждении особого звания и знака отличия – «Мать-героиня».

Звание будет присваиваться гражданкам РФ, родившим и воспитавшим десять и более детей, являющихся гражданами РФ. При присвоении звания награжденной выплачивается  единовременное денежное поощрение – 1 млн рублей.

Зачем все это делается?

Во-первых, это еще один если не шаг, то шажок к СССР: наградная система теперь чуть больше его напоминает. Орден «Родительская слава» уже есть, теперь есть и звание «Мать-героиня». И если при Медведеве кто-то посоветовал сделать в духе современных веяний двойной орден (не «Материнская слава», как в СССР, а «Родительская» с учетом роли отцов), то при Путине сделали все проще.

Во-вторых, и это, конечно, главное, речь идет о демографии. А с ней в России дела обстоят неважно. При этом власти, судя по всему, даже не всегда понимают, о чем вообще идет речь.

Придется остановиться на этом поподробнее.

В традиционном (аграрном) обществе дети – большое счастье. Лишние рабочие руки прибавились. В старости будет поддержка!

Но деревня переехала в города, и вот для второго-третьего поколения это счастье куда-то подевалось. Поддержка в старости? А пенсии на что? Лишние рабочие руки? А что, своих как-то недостаточно? А город – это карьера, это интересы, тут дети, а особенно – многодетность будут только в тягость. Обузой это становится, а не счастьем. И звучит фраза: «Я/мы хочу/хотим пожить для себя!»

Это – не просто фраза, это – приговор демографическому росту. Пересмотру не подлежащий. Это и есть то, что называется «демографическим переходом».

Фраза звучала и звучит не только на русском языке. На многих – и на английском, и на французском, и на японском, а теперь – и на китайском, и даже, как ни удивительно, на фарси. Результат всегда бывает одинаковым. В России демографический переход начался позднее, чем в ряде других стран, все началось в 60-х, когда соотношение горожане/сельские жители стало 50:50. И с тех пор сельское население неуклонно сокращалось, городское – росло.

Вспомните: унылая песенка «У меня сестренки нет, у меня братишки нет» – это ведь совсем не «лихие 90-е», это начало 80-х. И ничего с этим поделать в СССР не могли. Налог на бездетность помогал как-то слабо, точнее – не помогал совсем.

Сейчас примерно с той же проблемой столкнулись в КНР. Там в свое время власти пытались обуздать бесконтрольный рост населения (а традиционному обществу непременно требовались сыновья, и это было трагедией). Но вот ныне председатель Си даровал подданным возможность завести третьего ребенка. И как, молодежь богатых приморских городов кинулась рожать? Да как бы не так! Все, поезд ушел, демографический переход начался.

И это вполне нормально: страны, где его нет, где распространена многодетность, как-то не блещут богатством и привлекательностью. Вряд ли кому-то придет в голову эмигрировать в Уганду или Афганистан.

Но в РФ с демографическим переходом случилась неприятность: нищие 90-е, а потом – путинизм. С кризисами, агрессиями, санкциями. И что, может быть, обедневшие люди стали улучшать демографию?

Конечно, нет. Все ровно наоборот: стало только хуже. Причем хуже стало именно при Путине:

Инфоргафика: Wikimedia Commons

И вот тут власть должна была бы схватиться за голову: переход переходом, но что делать, если рухнет простое воспроизводство населения?

Они и схватились. Хотя лишь старение общества отделяет РФ от революции. Но все эти их демографические старания выглядят заклинаниями и борьбой ни с чем. Столь же разумными, как желание воссоздать СССР – с полным непониманием того, что в одну реку не входят дважды. Например, заклинаниями о важности деторождения и борьбой с «ЛГБТ-пропагандой» (то, что под ней подразумевается, вообще никакого влияния на демографию не оказывает – зато стало удобным объектом для «борьбы»).

Чуть-чуть попытались залить проблему деньгами при Медведеве. Путин тоже попытался что-то сделать с «материнским капиталом». Получилась сумма в 524 тысячи рублей. 90 к. за первого ребенка. Солидно выглядит? А теперь подумаем, за сколько времени эту сумму заработает бездетная пара строящих карьеры городских IT-шников. И станут ли они стараться ради такого пособия?

Тут не пособиями мыслить надо, а зарплатами для всех. Их увеличением. Что, разумеется, власть делать не собирается. Хотя было бы это вполне возможно. Только все потратили на авантюры. Можно вспомнить, какую сумму составляют одни лишь самолеты, около которых «покурили» в Крыму. Или во сколько обходится каждый залп ракет по украинцам… Сумма впечатлит.

Впрочем, впечатляет и сумма в 1 млн для матери-героини. Например, в сравнении с «гробовыми» выплатами. Сколько там обещают – 7 миллионов? Значит, государство ценит смерть в «спецоперации» в семь раз выше, чем рождение 10 детей.

А дальше дорогие «общественники», «патриоты», депутаты могут выть сколько угодно про демографический кризис, грозя кулачками «лихим 90-м» и ЛГБТ-людям. Это «в семь раз» говорим совсем об ином.

А кризис орденами точно не залить. Есть у русского народа, который отдельными лицами почему-то рассматривается чуть ли не как «рабский», хорошая поговорка на сей счет – правда, больше относящаяся к армии: «Служи, дурачок, получишь значок!»

Но даже если к власти когда-то придут люди, способные понять, что такое демографический переход, все равно нельзя будет ставить невыполнимых задач. Будет обеспечено простое воспроизводство населения – уже победа, бОльшего и не надо, и не получится. Лучше ценить тех, кто уже родился, обеспечить им нормальное качество жизни. Забыть как кошмарный сон самоубийственные атаки и «бабы новых нарожают» – потому что не нарожают!

С этим у нынешней власти тоже проблемы. Что мягко сказано.