Изоляция, недоверие к власти, несогласие с политикой страны и отсутствие перспектив – основные причины почему россияне бегут из страны. С начала войны в Украине граждане РФ оформили почти 2,5 миллиона загранпаспортов. Почему граждане бегут из своей страны? Куда легче всего уехать? И как скоро вынужденные эмигранты смогут вернуться?
26-летний Александр Вилейкис работал в культурной и академической среде. Он преподавал в Тюменском государственном университете, был сотрудником Института социально-гуманитарных наук и куратором в Московском Центре новой философии. Весной этого года Александр был вынужден покинуть Россию.
«Главной причиной переезда стало в первую очередь понимание того, что какие-то культурные и образовательные проекты, очень значимые для меня, в текущей ситуации нереализуемы и невозможны. Нереализуемы в том качестве, которое мне кажется правильным, то есть международные связи, открытый мир, ориентированность не только на локальный рынок, а и на глобальный. И когда ты понимаешь, что по сути той профессии уже нет в стране, с которой ты связывал свои надежды и мысли, размышления и желания, тебе приходится начинать многие вещи заново», – рассказывает редакции «Утро Февраля» Александр.
Ученый перебрался в крупнейший мегаполис Казахстана — Алматы. Говорит, тут есть работа, а главное — свобода.
«Довольно много критериев, почему именно Казахстан и почему именно Алматы. Потому что здесь есть достаточный объем работы, интерес к ней. А также существуют культурные и образовательные институции, которые готовы, открыты и с которыми можно работать», — добавляет Вилейкис.
Историю Александра нельзя назвать единичным случаем. Россиян, желающих покинуть страну, с каждым днем становится все больше. За первые шесть месяцев 2022 года в России оформили почти 2,5 миллиона загранпаспортов. Это максимум за три года. За аналогичный период 2021-го их было выдано на 45% меньше – 1,7 млн. Пик оформления пришелся на март, когда за паспортами пришли 553 тысячи человек. Такие сведения предоставило МВД.
Одна из наиболее доступных стран для переезда — Израиль. Количество россиян, уезжающих по израильской программе репатриации еврейского населения, с марта 2022 года подскочило более чем вчетверо. В январе израильский паспорт получили 736 россиян, в феврале – 743, но уже в марте их было 3340, в апреле – 3450, в мае – 4430. В июне поток отъезжающих слегка сократился — до 3890 человек.
Среди основных причин для переезда россияне называют:
После российского вторжения в Украину и введенных санкций против РФ, вышеперечисленные факторы стали острее восприниматься российским обществом. Это стало катализатором для массового побега граждан, рассказывает редакции «Утро Февраля» юрист Андрей Давыдов, который сейчас работает в проекте «Ковчег». Российских эмигрантов новой волны можно разделить на три категории.
«Первая категория — это люди, которые действительно столкнулись с преследованием, либо риском преследований. На них либо уже заведены дела, либо им в открытую порекомендовали уезжать.
Вторая категория – это люди, которые также выступают против войны, однако с реальным преследованием они так и не столкнулись, но испугались, что не смогут никогда выехать из страны, и она превратится в Северную Корею.
Третья категория граждан – это те, кто планировал ранее и рассматривал эмиграцию просто куда-то и в силу обстоятельств решили, что откладывать больше нельзя и если действительно никуда не получится выехать – они уезжают», – рассказывает Давыдов.
Третья категория еще рассматривает возможность вернуться домой. А вот для первых двух категорий безопасное возвращение в Россию станет возможным лишь после падения режима Путина и смены политического строя.
МВД и другие ведомства не приводят конкретных цифр всех эмигрантов. Однако известно, например, что только в Грузию, по данным местного МВД, в первую неделю войны приехало около 25 тысяч россиян.
Чаще всего решение о переезде – эмоциональное, а выбор страны – по принципу «куда можно уехать прямо сейчас». Для людей это скорее вынужденная и срочная эвакуация, чем продуманное решение. Многие и раньше думали об эмиграции, но война в Украине стала для них «последней каплей». Люди уезжают туда, куда они летали путешествовать или где можно говорить на русском языке. Немаловажный фактор – доступность, ведь ряд стран прекратили авиасообщение с РФ и усложнили процедуру выдачи виз.
«Мне кажется, чаще выбирают те страны, в которые ездили в отпуск, которые знают. Это Грузия, Восток и некоторые европейские страны, куда их могут релоцировать компании. Трудно говорить о каком-то глобальном и массовом оттоке. В реальности на переезд решится не так много людей. И эти цифры, к сожалению, не настолько большие, какими они могли быть. Переезд сопровождается какими-то техническими сложностями, это понятно. Но в этом нет какой-то нерешаемой проблемы», – делится наблюдениями Александр Вилейкис.
Улететь из России напрямую можно в Азербайджан, Армению, Египет, Турцию, Сербию, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Израиль, Казахстан и другие страны. А выехать по суше — в Грузию, Беларусь, Казахстан и еще ряд государств. Именно эти страны и пользуются бóльшей популярностью среди российских мигрантов. Некоторые категории граждан по-прежнему могут путешествовать на машине или автобусе в Эстонию, Грузию и Финляндию. Но пересечь российскую сухопутную границу с этими государствами сложнее. Для этого нужны особые основания: например, ВНЖ или документы, которые подтверждают лечение в местной клинике.
Турция – одна из стран, куда попасть проще всего.
«В Турции очень просто получить ВНЖ и очень низкий процент отказов. Был некоторый всплеск отказов в марте и исключительно в Стамбуле. А так – в Турции ВНЖ выдается на основании аренды жилья. Для получения ВНЖ ничего более, кроме договора аренды и типовых документов типа страховки и фотографии, не требуется. Поэтому либо люди фактически арендуют квартиру, либо есть услуги, к которым мы рекомендуем не прибегать, но за 200–300 долларов делают договор аренды. Он настоящий, но они там не живут», – отмечает юрист Андрей Давыдов, который помогает российским эмигрантам в Турции.
Россияне массово ринулись в Стамбул после начала войны в Украине. В конце марта – начале апреля был пик подачи заявлений на ВНЖ. В связи с этим увеличилось количество отказов. Основной причиной называют неправильное заполнение документов. Позже это стабилизировалось, и процент отказов сейчас составляет меньше 1%.
«Официальной статистики на этот счет нет. Поэтому официальными данными оперировать нельзя. Но по неформальным оценкам, это больше ста тысяч. Это те оценки, которые озвучивают разные эксперты. Начиная с конца февраля – начала марта. На пике приезжало, может быть, и больше, по оценкам, известным мне, около ста тысяч осталось именно в Турции», – добавляет Давыдов.
Чаще всего Турцию выбирают жители больших городов, в частности Петербурга и Москвы, также большой поток мигрантов из Новосибирска и Екатеринбурга, продолжает Давыдов. Однако весомый процент российских мигрантов приходится на совершенно разные концы страны. Бегут и с Дальнего Востока, и с Кавказа, и из маленьких городов.
«Нужно понимать, что многие рассматривают Турцию как некий транзитный перевалочный пункт. Как минимум, потому что самолеты из России никуда не летают. Если вы захотите в Европу, то нужно лететь с пересадками, и наиболее подходящий маршрут — это Турция. Поэтому, конечно, многие уехали дальше, кто успел получить визы или у кого европейские визы были изначально. Либо люди остаются в том числе для получения виз. Однако для этого требуется оформление местного ВНЖ. Таковы правила Шенгена, если вы хотите оформить туристическую визу, то вам необходимо иметь в стране получение визы, легальное проживание», – объясняет юрист.
Несмотря на то, что кремлевская пропаганда активно разгоняет новости об «ущемлении» и притеснении россиян в мире, большое количество стран готовы принимать российских мигрантов. И относятся к ним доброжелательно.
Отвечая на вопрос редакции, есть ли в казахском обществе нетерпимость и презрение к россиянам, Александр Вилейкис говорит, что негатива на себе не почувствовал:
«Здесь нет нетерпимости, ненависти и отторжения по праву рождения или по праву паспорта. В этом смысле Центральная Азия, мне кажется, лучше понимает истории про депортации, истории про вынужденных переселенцев и мигрантов, чем Европа. Здесь к любым приезжим относятся с добротой и стараются помочь. Неважно откуда человек приехал. Это безумно открытая, дружелюбная и замечательная страна».
Несмотря на это, говорит ученый, домой хотелось бы вернутся.
«Навсегда, не навсегда – не знаю. Это болезненный вопрос. Я не знаю. Может получиться по-разному, может получиться по-всякому. Хотелось бы, чтобы это было не навсегда», – говорит Александр.
Большинство покинувших Россию были бы рады вернуться на Родину, также говорит Андрей Давыдов: «Если вы мне назовете дату, когда у нас падет режим Путина, то на ближайшие дни, на следующие рейсы цены на билеты взлетят так же как в начале марта, только в обратную сторону».