ghost
Остальное

Вышколенный патриотизм

Фото: Коммерсантъ
31 августа, 2022

Российских школьников, в том числе и совсем еще малышей, готовят к смерти. Министерство просвещения РФ вводит в школьную программу патриотический урок «Разговоры о важном». Теперь школьников как минимум с третьего класса будут учить, что «счастье Родины дороже жизни» и за Родину «не страшно умирать».

Как поясняется на сайте минпросвета, «Разговоры…» будут «внеурочной деятельностью, т. е. неотъемлемой частью основной образовательной программы, освоение которой в полном объеме является для учащихся обязательной». Да-да! Можете не перечитывать! Вы не ошиблись, все так и есть. Учить любить империалистическую родину детей будут «внеурочно», но освоение курса обязательно. То есть это даже не добровольно-принудительно (шутливая формула участия советских людей в субботниках или поездки научных сотрудников на «картошку»). Нет, это просто принудительно. Не хочешь получать базовые навыки того, как радостно умирать за родину — заставим.

Соответствующие методические пособия министерством воспитания любви к родине уже разработаны.

Что тут важно. Во-первых, нечто подобное уже было. Когда я в свое советское детство ходил в детский сад, мы разучивали песню «Наша армия сильна, охраняет мир она». Там были еще и такие слова: «Мы гордимся нашей мирною страной и непобедимой армией родной». В школе на уроках истории мы узнавали, что Россия (Советский Союз) никогда ни на кого не нападала, а всегда только защищалась и все в том же духе. По итогам такого «правильного» воспитания, должен был получаться советский человек, с упакованным в его голове «правильным» представлением о своей самой лучшей стране и о мире, который ее окружает и который опасен, поскольку плетет против нее козни.

Правда, этот нехитрый набор патриотических установок часть наиболее пытливых советских граждан от поиска истины не защищал. Даже из этой глянцевой упаковки государственного патриотизма то тут, то там выглядывали факты, которые с официальной трактовкой российской и советской истории не стыковались, а значит, заставляли пытливые умы задумываться над тем, все ли верно в той информации, которую силами системы образования и пропаганды пытались вбить им в голову.

Нынешний правитель и его верные слуги, в том числе и в системе народного образования, идут той же проторенной советской дорожкой. То что эта дорожка не спасла Советский Союз от развала, они совершенно не понимают. У них совсем иная трактовка событий конца 80-х — начала 90-х годов XX века. Они уверены, что все дело было в предателях. Соответственно, чтобы та история не повторилась, надо тех, кого они считают «предателями» сегодня, прижать к ногтю, а детям и юношеству навешать на уши «патриотическую» лабуду, и все будет хорошо.

Как известно, история учит только тех, кто хочет учиться. Нынешняя российская власть и ее присные учиться не хотят. Вернее они убеждены, что все уроки выучили… Возможно, и так. Другое дело, что они учились не по тем учебникам. Если в Средневековье студенты зубрили, что Земля плоская, а ее заселение «всякими тварями земными» и человеками заняло у Господа Бога всего неделю, то это не значит, что так оно и было на самом деле.

Точно так же, если кто-то верит, что СССР развалился не из-за того, что его экономическая система была неэффективной, однопартийная диктатура обрыдла большинству нормальных людей, а произошло это из-за кучки «предателей», то это не значит, что так оно и было. Но переубеждать верующих в заговор бесполезно. Когда-нибудь они на практике убедятся, что система, которую выстроил Путин, тоже неэффективна, хотя бы потому что она держится на одном человеке. Впрочем, не исключено, что и после ее крушения они продолжат гундеть себе в кулачок про «предателей». Горбатого могила исправит…

Но вот что у меня  вызывает вопрос, так это на что, собственно, они рассчитывают, оболванивая сегодня российских детей, внушая им, что «за родину умереть не страшно»? Они собираются создавать из несовершеннолетних зондеркоманды камикадзе, которые будут бросаться под натовские танки? Или рассчитывают, что развязанная ими война продлится еще лет восемь-десять, и нынешние дети, не успев еще толком повзрослеть, стройными шеренгами будут пополнять ряды деревянных солдат кремлевского Урфин Джюса? Вероятно, так и есть.

Другое дело, что путинская Россия не потянет 8–10 лет войны. Ее потенциала хватит в лучшем случае на год-два, максимум. Кроме того, «патриотическое воспитание» любви к родине-Путину работать среди молодежи в основном не будет.

Те, кто сейчас в России придумал возродить эту советскую по сути своей систему пропаганды среди детей и подростков, вероятно, – люди пенсионного возраста. Как это часто бывает, особенно с людьми не привыкшими критически оценивать то, что они когда-либо видели, слышали или даже сами пережили, в памяти у них лишь обрывки некоторых позитивных воспоминаний о прошлом, причем откорректированные идейными нарративами последних 20 лет. Правду во всех ее аспектах вспоминать не хочется, потому что она ломает их умозрительные схемы и портит приятные ностальгические воспоминания.

Так вот я им напомню, несмотря на то, что советская пропаганда молотила по мозгам не менее массированно, чем нынешняя российская, в 70–80-е годы она вызывала глухое, но массовое отторжение. Приведу пример из собственной жизни. В пионеры в те времена принимали почти всех. В таковом качестве мы должны были носить пионерские галстуки до седьмого класса включительно. Так вот из нашего класса, в котором училось 42 человека, к седьмому классу красный галстук по идейным соображениям носил только я один — внук репрессированного в 30-е годы польского коммуниста. Все остальные демонстративно приходили в школу без галстуков. И так было не только в нашем классе и нашей школе…

Когда в 1980 году из-за вторжения Советского Союза в Афганистан западные страны решили бойкотировать московскую Олимпиаду, в СССР народ особо не возмущался. Все всё понимали. «Ну, проведут турнир дружественных армий», – поиронизировал по этому поводу один мой одноклассник. Отмечу, что школа, в которой я учился, была самой обычной школой на окраине Москвы.

Замечу, что среди студентов, о чем мы имеем информацию из первых рук, курс «Разговоры о важном», который придется пережить не только школьникам, но и им, уже вызывает глухое раздражение. Что не удивительно. Лобовая пропаганда всегда вызывает отторжение, а само ее появление, как правило, является признаком загнивания системы.