В самом начале российско-украинской войны, когда против России были введены санкции, и крупный западный бизнес стал ее покидать, казалось, что это – разовый акт. Лишь позднее стало понятно, что тогда мы все наблюдали только начало долговременного процесса, который медленно, но верно убивает российскую экономику.
Сейчас война длится уже седьмой месяц – и против России готовится уже восьмой пакет санкций. А лидеры мирового бизнеса продолжают уходить с российского рынка.
В конце августа стало известно, что знаменитый финский производитель телекоммуникационного оборудования Nokia окончательно уходит из РФ. «К концу года подавляющее большинство наших сотрудников в России уйдут из Nokia, и мы освободим все наши офисы», – сообщает представитель компании. Сейчас идет процедура юридического закрытия российского представительства компании.
Точно так же поступают и шведские коллеги из Ericsson. К новому году эта компания уже не будет иметь представительства в РФ, и сократит всех своих российских сотрудников, включая даже тех, кто осуществляет техподдержку на сетях российских операторов связи (впрочем, есть сведения, что часть из них пойдет работать в некую новую российскую компанию). Свою работу в России Ericsson еще в апреле приостановил на неопределенный срок, который теперь, похоже, становится бесконечным. Компания потеряла от этого около 130 миллионов долларов.
Другие шведы, которые также решили уйти из России – Electrolux, производитель бытовой техники. «Вторжение России в Украину и дальнейшие санкции сделали невозможным продолжение деятельности Electrolux в стране… Определенная компания продолжит обслуживать ранее продаваемую технику Electrolux в России. Electrolux не имеет производства в России и не будет поставлять бытовую технику компании», – гласит заявление руководства. Но в 2021 году на Россию и так приходилось всего лишь 1,6 процента продаж Electrolux.
Уходит с российского рынка и французский производитель газов, технологий и услуг для промышленности Air Liquide. «С учетом ответственного и взвешенного подхода группа подписала меморандум о взаимопонимании с местным менеджментом об изменении своей деятельности в России путем передачи ему управления операциями», – говорится в сообщении руководства компании. Впрочем, и для Air Liquide этот эпизод, скорее всего, пройдет почти незамеченным, поскольку в обороте этой компании российский рынок составлял менее одного процента.
А швейцарский производитель компьютерной периферии Logitech уже закрыл свое представительство в РФ в последний день лета. Больше этой компании нет на российском рынке. По мнению экспертов, это больнее всего ударит по российской сфере видеосвязи, поскольку видеокамеры Logitech стоят не дороже своих китайских аналогов, но по качеству существенно их превосходят. Часть сотрудников ранее была переведена из России в Казахстан.
Примерно тогда же закрылся и российский офис американского производителя техники Dell. 250 сотрудников были уволены, получив при этом зарплату за восемь месяцев.
Финский производитель одноразовой посуды Huhtamaki продает свой бизнес в России тому самому Александру Говору, который ранее купил российский бизнес McDonald’s, превратив его во «Вкусно и точка». Теперь этот российский бизнесмен будет сам производить пластиковые стаканчики для своих ресторанов.
Наконец, нефтегазовый концерн Shell выходит из проекта «Сахалин-2» и требует, чтобы российское правительство в течение четырех месяцев продало его долю за 1,6 миллиарда рублей. Эксперты полагают, что Shell может востребовать эту сумму в судебном порядке.
Процесс развивается по нарастающей: уход одних компаний с российского рынка делает его менее привлекательным и для других. И пока нет оснований ожидать скорого завершения этого процесса.
Российской экономике приходится обходиться собственными силами – а эти силы не слишком велики, и вдобавок в значительной мере тратятся на войну против Украины. Современная война – удовольствие не из дешевых.