ghost
Остальное

Перелом в войне наступил. Как скоро украинская армия освободит остальные территории

Фото: facebook/GeneralStaff.ua
12 сентября, 2022

Украинские войска продолжают контрнаступление в Харьковской области. Прорыв под Балаклеей перерос в широкомасштабное освобождение всей части оккупированного региона. Уже достоверно известно, что бойцы ВСУ вернули контроль над как минимум 2000 квадратных километров. Вероятно, территория еще увеличилась, но пока Генштаб Вооруженных сил Украины об этом не сообщает. 

  • В войне произошел перелом, теперь контрнаступление совершает украинская армия
  • Украинские войска продвинулись к государственной границе с Россией
  • Линия фронта на Харьковском направлении частично стабилизировалась, но это необходимо ВСУ для удержания уже освобожденных территорий и подготовки дальнейших действий
  • Единственная угроза от российских войск для Украины – ракетные атаки

Харьковский блицкриг

За последние сутки украинские войска продвинулись к Волчанску – одному из крупнейших оккупированных городов Харьковской области. Город, как и Купянск, имеет стратегическое значение из-за важного транспортного узла, а также он находится в десяти километрах от российской территории, то есть ВСУ фактически вышли полностью на государственную границу.

Четкая линия фронта на данный момент неизвестна – ВСУ не сообщают о расположении своих войск. Балаклея, Шевченково, Изюм и западная часть Купянска – однозначно под контролем Киева. Реку Оскол, возможно, уже форсировали, но данные поступают противоречивые. Также появились фотографии украинских бойцов из Волчанска, что подтверждает вхождение войск в город.

Израильский военный эксперт Давид Гендельман в рамках доступной информации прогнозирует дальнейшие действия ВСУ: «Сейчас на данный момент, видимо, происходит зачистка территорий, закрепление на достигнутых рубежах. Дальнейшее продвижение зависит от решения украинского командования по дополнительному вводу резервов… 

Они могут взять оперативную паузу, закрепиться на достигнутых рубежах и готовиться к следующему наступлению, так в принципе теоретически, в зависимости от количества резервов, они могут начать наступление на другом направлении, как мы видим сообщения об активности на Южном направлении, на Запорожском, на Угледарском, возможно, и на Донецком. Кроме того, продолжается наступление и на Херсонском направлении. Поэтому надо смотреть на картину в целом».

Таких сообщений о новых прорывах по всей линии фронта действительно становится все больше. Успехи не такие стремительные, как на Харьковском направлении, но также присутствуют.

Тем временем в российском Минобороны продолжают рапортовать о «сотнях» погибших украинских военных и десятках единиц уничтоженной бронетехники. Однако все соцсети заполнены лишь горящими или трофейными российскими танками, а вот украинские – практически не попадаются.

Кремль упорно продолжает делать вид, будто никакого поражения не произошло, якобы бегство российских войск было едва ли не инициативой самой Москвы, что выглядит еще абсурднее, чем все предыдущие комментарии оборонного ведомства РФ.

Американский Институт изучения войны констатирует, что ВС РФ именно проиграли сражение, а не совершили «перегруппировку», как это подавалось в официальных заявлениях Минобороны: «Украинские войска нанесли большое оперативное поражение России, освободив почти всю Харьковскую область в быстром контрнаступлении. Министерство обороны России подтвердило, что российские войска отходят с позиций по всей территории Харьковской области, кроме восточной части». 

Стратегическое поражение ВС РФ

Харьковское направление де-факто было наименее значимым по всей линии фронта. Политический вес региона минимален – без административного центра там нельзя провести референдум, отпор ВСУ вокруг Харькова был ожесточенным, и даже минимальных перспектив взять второй по величине мегаполис Украины у ВС РФ не было.

Продвижение оттуда также планировалось только для другой – более важной цели, а именно –  на север Донецкой области. По линии Белгород – Купянск – Изюм происходило снабжение передовых штурмовых группировок российских войск. Следующим городом в этом списке должен был стать Славянск, к штурму которого российская армия готовилась несколько месяцев.

Однако этим планам не суждено было сбыться. План российской армии заключался в том, чтобы взять донбасскую группировку ВСУ в котел – с Изюма на севере и с Угледара на юге. После контрнаступления украинских военных изюмский ударный кулак ВС РФ сам оказался в котле. Большое количество бойцов попали в плен, части удалось выйти. Еще часть была разгромлена при отступлении – беспилотники и артиллерия громили уходящие колонны.

Но все это имеет не только военный результат, но также информационный, говорит журналист Сергей Лойко: «Успех украинской армии в Харьковской области имеет гораздо большее психологическое, моральное и политическое значение, чем стратегическое. Хотя политический аспект в данном случае трудно отделить от стратегического.

Тактически, на локальном театре военных действий это, несомненно, грандиозная победа. Во-первых, украинские военные еще раз убедились, что могут побеждать врага. Это уже не 2014-15 годы. Ситуация на фронте совсем иная.

Моральный дух ВСУ поднялся еще выше, хотя после победы под Киевом, казалось, выше некуда. В сегодняшней войне при сегодняшнем соотношении сил, постоянно меняющемся в пользу Украины, мотивация может стать решающим фактором. А она в разы выше у украинцев, чем в разношерстном и предельно низкокачественном в человеческом отношении российском воинстве.

Огромное значение эта победа имеет в дипломатическом смысле. Западные союзники видят, что украинцы готовы и могут побеждать, и обретают понимание, что военную помощь следует усилить».

Ключевое, на что обращает внимание Сергей Лойко, – война далека от окончания, обрушение одного фронта не уничтожает всю российскую армию: «Враг далеко не повержен, и сейчас важно не стать жертвой головокружения от успехов. Линия фронта на отдельном участке за три дня сдвинулась на 50 км.

Не стоит забывать, как во время Первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв, имевший стратегически победоносный потенциал, в результате обернулся трагедией.

В какой-то момент необходимо остановиться и зафиксировать успех, закрепить его подтягиванием тылов, организацией логистической инфраструктуры и прочими необходимыми действиями.

Одновременно с этим нужно выравнивать линию фронта на соседних участках, чтобы избежать возможных неприятностей. Я не берусь судить, как будет действовать Генеральный штаб ВСУ, но не удивлюсь, если в ближайшее время мы станем свидетелями положительных сдвигов в Херсонской области.

Заднепровская группировка российских войск продолжает находиться в уязвимом положении, и этим необходимо воспользоваться. В образовавшейся тактической вилке пришло время выравнять рычаги воздействия. Этого и следует ожидать, я полагаю».

Израильский военный эксперт Давид Гендельман также говорит, что причиной поражения российской армии на Харьковском направлении стала слабая линия обороны, состоявшая из одного эшелона. На других направлениях оборона ВС РФ все же крепче и такого стремительного развала обороны может не произойти.

«Основная проблема российской армии в этой войне – это нехватка личного состава, в результате чего на многих участках столь длинного фронта – более 1300 километров, есть участки, где за довольно слабой первой линией нет вторых эшелонов. И можно порой десятки километров быстро продвигаться практически беспрепятственно. Далеко не везде есть такие участки. 

Одна из причин украинского успеха – это то, что разведка вскрыла такой участок, после этого украинцы там сосредоточили достаточно сил для нанесения быстрого удара, поэтому успех на другом направлении зависит от оперативных плотностей российской армии, не везде они такие низкие. И второе, так как уже один раз украинская армия показала, на что она способна, российское командование в том районе не имело достаточно резервов под рукой, чтобы быстро купировать украинские действия. Во-вторых, даже то, что было, не успели быстро реагировать, перебрасывать, частично было потеряно управление», – говорит Гендельман.   

Дальше хуже

Именно теперь, в сентябре, произошел коренной перелом в войне, о котором так много говорили украинские руководители еще с весны этого года. Ни о каком наступлении российской армии больше не может идти и речь.

Украинский Генштаб сообщает, что главная угроза теперь остается только от воздушных атак: «Сохраняется дальнейшая угроза авиационных и ракетных ударов по всей территории Украины. За прошедшие сутки враг нанес 18 ракетных и 39 авиационных ударов по военным и гражданским объектам на территории Украины. Пострадали более 30 населенных пунктов, в частности Краматорск, Константиновка, Днепр, Павлоград, Великомихайловка. Россияне совершили очередной террористический акт – нанесли ракетный удар по Харьковской ТЭЦ, объекту критической инфраструктуры города. В результате были частично обесточены несколько областей». Однако Украина получает все больше средств ПВО, поэтому даже этот фактор будет нивелироваться.

Общую ситуацию подытоживает советник Офиса президента Украины Алексей Арестович: «Результаты цунами на востоке блестящи. Одной техники захвачено на то, чтобы полностью обеспечить новую нашу механизированную, а то и танковую бригаду. Про моральные аспекты – что там говорить – во всем мире сломан миф о непобедимости российской армии, что означает тотальную смену перспективы – на киевоцентричную». 

Проблема Кремля теперь заключается в том, что никак повлиять на украинское контрнаступление и Киев в целом там попросту не могут. Российская армия уже потерпела фиаско в войне, потеряла огромные запасы бронетехники, авиации и ракет. Даже тотальная мобилизация уже не поможет правящему режиму завоевать Украину, т. к. спустя череду унизительных поражений боевой дух не только действующих военных, но и потенциальных упал до минимума. Российской власти теперь остается только сдаваться.