ghost
Остальное

Протесты в Иране: признаков завершения нет, распространяются слухи о смерти верховного лидера

Беспорядки в Иране. Фото: twitter.com/AJEnglish
23 сентября, 2022

  • Протесты в Иране, начавшиеся в провинции Курдистан, распространились и на столицу
  • На фоне волнений ширятся слухи о возможной смерти верховного лидера (рахбара) Али Хаменеи
  • Что бы ни произошло, протесты в стране стали большой проблемой для правительства т. н. консерваторов

Из Ирана поступает крайне отрывочная информация, и более или менее понятно только одно: протесты не стихают.

Акции протеста начались в Иранском Курдистане после гибели Махсы Амини, по всей видимости, убитой т. н. «полицией нравов».

По сообщениям из страны, народными волнениями охвачен Иранский Азербайджан, они распространились на большую часть страны, в том числе – на столицу.

Почти одновременно с этим в оппозиционных иранских чатах появилась информация со ссылкой на  экс-президента Ахмадинежада, что аятолла Хаменеи доживает последние дни и находится на смертном одре. Говорится даже о его смерти. До какой степени это верно, неясно: лидера Ирана хоронят уже не впервые. Прежние сообщения оказались все-таки фейками. Сейчас речь, возможно, действительно идет о его болезни, но не более того.

Однако в любом случае нынешние протесты, переходящие в бунт против власти, – самые крупные с 2009 года, когда был избран на второй срок президент-консерватор Ахмадинежад.

Политический обозреватель Анатолий Несмиян комментирует происходящее:

«Технически в Иране президент стоит ниже в иерархии, чем духовный лидер-рахбар, но все равно обладает определенными административными и даже политическими самостоятельными полномочиями. Перед Ахмадинежадом встал выбор: либо начать раскрывать Иран, убирая наиболее кондовые принципы, основанные на совсем уж замшелых клерикальных догмах глубокого средневековья, либо, напротив, закрывать страну еще сильнее и выдавливать из населения дополнительный ресурс для развития и преодоления уже имеющихся перекосов.

Ахмадинежад выбрал второе. А для обеспечения более жесткого режима управления и централизации экономического развития предоставил Корпусу стражей исламской революции права экономического субъекта, передав КСИР [Корпусу стражей исламской революции] часть экспортных мощностей.

КСИР за срок правления Ахмадинежада превратился в крупнейшего собственника, подмяв под себя практически все экспортные отрасли страны. Параллельно генералы КСИР предложили свою стратегию выхода из начавшегося экономического кризиса: внешнюю агрессию.

… В итоге вместо наполнения бюджета КСИР стал ключевым фактором, который его буквально высасывал в никуда. Естественно, что усиление внешней агрессии сопровождалось и увеличением размеров и масштаба внутреннего террора в самом Иране, население которого стало жить еще хуже.

Все это сильно напоминает концепцию и практику “русского мира” в исполнении Путина и его режима. Неудивительно, что два фашистских режима: криминальный фашизм и клерикальный фашизм при всем крайне настороженном отношении друг к другу ситуативно являются партнерами. Не союзниками, но партнерами. Которые с удовольствием порвут друг друга, если понадобится, но пока предпочитают сотрудничать.

Понятно, что население Ирана относится к происходящему без малейшего воодушевления, и единственной электоральной базой режима является откровенно маргинальный деклассированный слой, который получает подачки от режима, заполняет вакансии в разнообразных вооруженных формированиях, едет умирать в зоны чужих конфликтов, чтобы прокормить семью. Собственно, и здесь совпадения достаточно близкие».

Пока что признаков спада протестов нет. Возможно, ситуация станет развиваться, как антишахские протесты 1978–1979 гг., когда именно такого рода акции в различных городах страны привели к падению режима. Возможно, на какое-то время они будут задавлены.

Но важен сам факт: трагический, резонансный, но далеко не единственный повод стал искрой, распространившей пламя практически по всей стране.

Телеграм-канал «Дежурный по Ирану» констатирует:

«Консерваторы получили всю власть в стране. Сначала парламент, потом кресло президента. Выдавили реформатов по всем фронтам (сильно Трамп помог с выходом из ядерной сделки). Ну а дальше что? Те, кто раньше голосовал за реформатов, в них разочаровался – это так. Но вашими сторонниками они от этого не стали. А это минимум половина страны, а то и больше.

Теперь ситуация для властей ужасная. Женщины выходят на улицы, а мужики их избивают дубинками. И видео таких тьма. Выход, если это будет продолжаться, один – отрубить интернет, чтобы не было таких видео.

И ведь вроде не то что бы сильно жестили. Чуть чаще за последний год (с момента избрания Раиси) “полиция нравов” начала принимать за “плохой хиджаб”, чуть чаще начали гонять собачников… А этого оказалось достаточно. По логике надо сделать шаг назад, откатить. Но пойдут ли на это консерваторы? Они же вроде как всех победили, как им кажется».