ghost
Остальное

Военная операция в секторе Газа: какие сигналы транслировал Израиль «Исламскому джихаду» и всему миру?

Фото: AP/ТАСС
8 августа, 2022

Вечером 7 августа, на третий день после начала предпринятой Израилем военной операции в секторе Газа, Израиль и палестинское движение «Исламский джихад» договорились о прекращении огня при посредничестве Египта. 

Перемирие было недолгим. Буквально через восемь минут после того как соглашение о прекращении огня вступило в силу, в сторону юга Израиля были выпущены ракеты. В связи с обострением конфликта 8 августа должно пройти закрытое заседание Совета Безопасности ООН. Что означает этот конфликт для всего мира и кто за этим стоит?

  • Премьер-министр Израиля 7 августа заявил, что цели военной операции «Рассвет» достигнуты и нет смысла ее продолжать
  • Военная операция продолжалась три дня
  • 8 августа Израиль отменил все ограничения безопасности, введенные в течение нескольких дней боев с палестинским «Исламским джихадом», в связи с соблюдением режима прекращения огня

 

Почему Израиль сам начал военную операцию

Новый виток военного противостояния между Израилем и Палестиной под названием «Рассвет» начался днем 5 августа.  Именно в этот день сектор Газа запустил по стране почти 100 ракет. Это случилось после того, как Израиль авиаударом ликвидировал руководителя операции «Исламского джихада» в Палестине Тайсира аль-Джабари — США, ЕС и Израиль признают его террористом. Премьер-министр Израиля Яир Лапид обвинил в массированной ракетной атаке Иран. По его словам, эта война ведется не против обычных людей и сектора Газа.

«Наша цель – «Исламский джихад». Их поддерживает Иран, который хочет уничтожить израильское государство и убить граждан Израиля», — заявил Яир Лапид.

6 августа во второй день операции был ликвидирован Халед Мансур — командир «Бригад аль-Кудса», отвечающий в Газе за южный фронт. По данным Армии обороны Израиля, за три дня операции были поражены более ста целей «Исламского джихада».

По словам обозревателя в Израиле Сергея Ауслендера, весь израильский юг находился в состоянии полного паралича трое суток. «Гражданское население жило в бомбоубежищах, в условиях домашнего ареста. Потому что 100 тысяч человек не могли покинуть свои дома и выехать, сложилась абсолютно дурацкая и патовая ситуация. Израиль перешел к активным превентивным действиям и начал контртеррористическую операцию под названием «Рассвет». Он этим транслировал, что израильские власти, в том числе военные, сделают все для того, чтобы вернуть фактор сдерживания. Потому что после прошлогодней майской операции он был фактически утрачен. Террористы обновили свои арсеналы и были готовы к новой конфронтации»

Обозреватель и журналист Сергей Ауслендер, который живет в Израиле с 2006 года, рассказал «Утру Февраля», что это уже седьмой такой конфликт, который он застал, и шестой за все это время с сектором Газа. По его словам, это противостояние продолжается регулярно, в секторе Газа находятся две крупные террористические группировки — «Хамас» и «Исламский джихад», цель которых уничтожить Государство Израиль, и периодически с ними случаются такие обострения. Растет и растет напряжение.

Но впервые за последние 15 лет Израиль сам начал военную операцию, до этого такого не было, отмечает Ауслендер. То есть всегда дожидались обстрелов, получали таким образом легитимацию на ответные действия и после чего начинали воевать с ними на полном законном основании. Здесь же решили начать первыми, потому что иначе эта ситуация могла бы продолжаться месяц, что привело бы к большим экономическим убыткам и к тому, что большой регион с большим количеством народа не мог бы нормально функционировать.

«Во время ударов по Газе действительно погибли гражданские, в том числе пятилетняя девочка. Этот факт проверяют израильские военные. Но большая часть гражданских погибли от своих же ракет, потому что они не высокотехнологичные», — говорит Ауслендер.

Реакция мира

Международное сообщество уже отреагировало на обстрелы мирных жителей.

Государственный министр Венгрии по политике безопасности Петер Старай сказал, что «осуждает террористические атаки против Израиля, высоко ценит усилия Израиля в борьбе с терроризмом и призывает как можно скорее провести заседание Совета ассоциации ЕС – Израиль».

Министерство иностранных дел Австрии написало в Твиттере: «Мы категорически осуждаем ракетные обстрелы Израиля и неизбирательные обстрелы гражданских лиц. Мы полностью поддерживаем право Израиля на самооборону и обеспокоены дальнейшей эскалацией, ведущей к гибели любого гражданского лица».

Палестинская администрация со своей стороны заявила, что президент ПА Махмуд Аббас продолжает усилия с региональными и международными сторонами, чтобы «остановить израильскую эскалацию, направленную против палестинского народа и его исламских и христианских святынь».

«В целом это получилась война выходного дня. Три дня продолжалась. И, по словам премьер-министра Израиля, цели этой военной операции были достигнуты», — говорит Ауслендер.

А вот по мнению политического обозревателя Ивана Преображенского, премьер Израиля Яир Лапид транслировал всему миру очень жесткую реакцию.

«Премьер Израиля заявил, что цели военной операции «Рассвет» в секторе Газа достигнуты и смысла продолжать ее больше нет. Мирные переговоры. Мир взволнован. Там гибнут люди. Тут люди сидят в бомбоубежищах. Перемирие! Ура, какая радость. Все обсуждают, будет или не будет. Ну а вот это «смысла продолжать больше нет». Холодно и жестко. И четко. Просто была спецоперация. Израиль ее успешно провел, два лидера «Исламского джихада» уничтожены. Остальные жертвы, если они вообще были — типа случайные. Ну а что израильтянам пришлось под ракетами посидеть — так это для их же блага. Такая вот реальная позиция премьера Израиля», — написал Иван Преображенский в своем телеграм-канале.

Майор резерва Армии обороны Израиля Виктор Верцнер рассказал «Утру Февраля», что главный итог военной операции – это уничтожение де-факто командующего «Исламским джихадом» в секторе Газа, который финансируется Ираном, а именно командира Северной бригады «Исламского джихада». Таким образом, военное крыло «Исламского джихада» в Газе было обезглавлено.

«Через восемь минут после перемирия был еще один залп. Это практика известная. Они всегда так делают для того, чтобы показать, что последнее слово было за ними. А заседание ООН не очень релевантно, так как военная операция закончена. Это была блестящая военная операция и никаких достижений со стороны «Исламского джихада» не было. Если бы военная операция продолжалась дольше, это бы отвлекло реакцию всего мира от войны в Украине, что сейчас крайне нежелательно», — отметил майор резерва Армии обороны Израиля Виктор Верцнер.

8 августа Израиль наконец отменил все ограничения безопасности, введенные в течение нескольких дней боев с палестинским «Исламским джихадом», в связи с соблюдением режима прекращения огня между страной и базирующейся в Газе группировкой.