Подробный анализ и разбор данных с 2014 года, данные Киевского международного института социологии 23.09.2022 г.
В апреле 2014 года КМИС по заказу еженедельника «Зеркало недели» провел репрезентативный опрос в каждой из восьми областей юга и востока (в т. ч. в Донецкой и Луганской областях опрос проходил на всей территории). Это был в информационном плане один из самых трудных (и антиукраинских) периодов. Среди прочего респондентам ставился стандартный вопрос КМИС «Как бы вы хотели видеть отношения Украины с Россией?», по которым можно рассчитать процент тех, кто видит Украину и Россию независимыми государствами, а также процент тех, кто хочет их объединения в одно государство. Хотя этот вопрос не является прямым эквивалентом поддержки отсоединения, но тесно с ним скорректирован (коэффициент корреляции 0,95) и на самом деле является достаточно адекватным мерилом сепаратистских настроений.
Как можно видеть по данным таблицы 1, даже в апреле 2014 года абсолютное большинство в каждой области юга и востока видели Украину независимой от России. Относительно наибольшая поддержка «объединения в одно государство» была в Луганской области (16% против 80%, выступавших за независимость), Донецкой области (12% против 87%) и Харьковской области (11% против 87%).
На прямой вопрос о желании отсоединиться и присоединиться к России («Вы поддерживаете или не поддерживаете мнение, что вашей области следует отделиться от Украины и присоединиться к России?») в апреле 2014 года настроения были более радикальными в Донецкой и Луганской областях, но при большинстве, которое выступало против присоединения к России. Так, в Донецкой области 52% были против присоединения к России, а поддерживали – 28%. В Луганской области также 52% были против присоединения к России, хотели присоединиться – 30%. Понятно, что 28% и 30% – это достаточно существенная поддержка, но следует понимать, во-первых, контекст – десятилетие ядовитого влияния на эти регионы российской пропаганды. Во-вторых, это все равно было меньшинство населения. То есть даже в таких информационно неблагоприятных условиях и исторически сложной ситуации большинство Донбасса не разделяли сепаратистских настроений.
В других регионах поддержка присоединения к России была еще ниже. В Харьковской области только 16% поддерживали присоединение к России против 66%, которые были против. В других областях только 4–7% хотели присоединиться к России против 79–85%, которые были против. Отдельно следует сказать о Херсонской и Запорожской областях. В Херсонской области 4% хотели присоединиться к России (против были – 85%), в Запорожской области – 6% (против – 82%).
КМИС регулярно задает вопросы относительно отношений с Россией. Мы объединили результаты трех опросов (февраль 2021 г., ноябрь 2021 г., начало февраля 2022 г.), чтобы иметь достаточную выборку для анализа настроений на уровне отдельных областей (Донецкая и Луганская области – только контролируемые правительством Украины территории).
Как можно видеть по данным на графике 3, во всех областях юга и востока абсолютное большинство видят Украину независимой от России. Даже в Донецкой области только 10% желали бы объединения в одно государство против 86%, поддерживавших независимость Украины. Похожая ситуация и в Луганской области. В других регионах юга и востока еще меньше людей хотели бы объединения с Россией. То есть при любых прозрачно и честно организованных опросах, плебисцитах или референдумах абсолютное большинство населения каждого из регионов юга и востока высказалось бы за независимость Украины и принадлежность своей области именно к Украине.
Сразу хотели бы отметить, что при такой поддержке Украины со стороны населения даже значительный отток населения не меняет то, что большинство жителей оккупированных после 24 февраля территорий – на стороне Украины (и это касается каждой области). Например, мы можем в качестве мыслительного эксперимента предположить, что с территории Херсонской области выехало 60% населения и выезжали только проукраинско настроенные граждане. Тогда в области среди оставшихся доля сторонников объединения с Россией все равно была лишь 15% против 75% тех, кто на стороне Украины.
В данных 2021–2022 годов у нас не было прямого вопроса, аналогичного данным 2014 года («Вы поддерживаете или не поддерживаете мнение, что вашей области следует отделиться от Украины и присоединиться к России?»). Поэтому на основе данных 2014 года мы создали регрессионную модель для пересчета данных о желании объединения Украины с Россией в процент тех, кто хотел бы, чтобы к России присоединилась его область. Коэффициент корреляции этих двух показателей – 0,95, коэффициент R-квадрат, характеризующий качество модели, равен 0,90. Прогноз по этой модели на данные 2014 года отличается от реальных данных в среднем на 2,3%. Ниже – результаты пересчета по этой модели данных 2021–2022 годов (таблица 4).
Мы видим, что до полномасштабного вторжения России в Украину процент тех, кто хотел бы, чтобы область присоединилась к России, не превышал 22% (в Херсонской области, например, только 11%). Можно с уверенностью сказать, что после вторжения, которое повлекло за собой гибель и увечья для многих людей, разрушение домов и инфраструктуры, количество симпатиков России во всех регионах Украины резко уменьшилось – это показывают данные всех исследований, проведенных после вторжения (см., например, здесь). Поэтому любой корректно проведенный референдум, который был бы проведен в этих областях, показал бы, что абсолютное большинство жителей каждой области высказались против отделения области от Украины и присоединения к России.
Проведение «референдумов» на захваченных Россией украинских территориях является незаконным и нарушает международные нормы. Кроме того, присоединить таким образом территории к России возможно только при фальсификации результатов «референдумов». Данные многочисленных опросов показывают, что при любых прозрачно и честно организованных опросах, плебисцитах или референдумах абсолютное большинство населения каждого региона юга и востока высказались бы за независимость Украины и принадлежность своей области к Украине.