Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 29 сентября поговорили по телефону. Разговор касался полномасштабного вторжения России в Украину. Эрдоган отметил успешный обмен пленных между Россией и Украиной и функционирование «зерновой сделки», которую Турция разработала при содействии ООН. Он призвал продлить соглашение, которое «отвечает общим интересам».
Стороны также обсудили, как снизить напряженность в контексте российско-украинской войны. Эрдоган сказал, что «от России ожидаются шаги для содействия этому процессу, особенно в вопросе присоединения некоторых регионов Украины».
Кроме того, Эрдоган повторил, что готов содействовать проведению переговоров между Украиной и Россией, поскольку им нужно дать «еще один шанс».
МИД Турции осудил намерения России провести так называемые «референдумы» на оккупированных территориях Украины, заявив, что это усложнит дипломатический процесс.
Между тем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после обмена пленными между Украиной и РФ, который прошел при его посредничестве, пообещал продолжать «телефонную дипломатию» с целью завершения войны.
По словам российского политолога и историка Сергея Станкевича, из стран, входящих в НАТО, только президент Турции Эрдоган сегодня сохраняет регулярный телефонный контакт с президентом России Путиным.
«Очередной разговор по инициативе Анкары был долгим. Некоторые вещи были сугубо оценочными. Например, Путин назвал взрывы на подводных газопроводах «Северный поток» «беспрецедентной диверсией» и «актом международного терроризма». При этом собеседники согласились, что необходимо совместными усилиями взять под дополнительный контроль акваторию Черного моря вблизи трассы прохождения двух газопроводов из России в Турцию», – сказал Сергей Станкевич.
По его мнению, Эрдоган как единственный на сегодня активный претендент на модерацию возможных переговоров между Киевом и Москвой повторил свое предложение возобновить переговоры в Стамбуле «без предварительных условий». Из Кремля прозвучало общее согласие и желание увидеть согласованную сторонами повестку. Понятно, что переговоров не будет, пока в повестке будут сохраняться ультимативный язык и предельные требования. Видно, что для Эрдогана его эксклюзивная дипломатическая роль сейчас важнее, чем практический результат.
«Практически важным был разговор о продлении действия «черноморской продовольственной инициативы». Она с относительным успехом отработала август-сентябрь, из трех портов Украины вывезено на экспорт уже больше 5 млн тонн зерна и прочих продовольственных товаров. Четверть экспорта пошла через ООН в бедные страны, а последнее по времени судно – в Афганистан. Но в ноябре срок сделки истекает. Кремль критикует практику по сделке как «одностороннюю», поскольку России препятствуют в вывозе удобрений. Звучит угроза отказаться от продления сделки после ноября. Эрдоган вроде обещал действия по спасению выгодного ему черноморского коридора. В целом активность Эрдогана полезна, но миротворческая эффективность ее пока незначительна. Тем не менее в качестве канала доверительной связи между Москвой и НАТО линия Эрдоган–Путин растет в цене по мере того, как эскалация военного конфликта в Украине приближается к карибскому сценарию», – считает Сергей Станкевич.
А как рассказал «Утру Февраля» политконсультант Дмитрий Васильев, Эрдоган призвал Путина дать переговорам еще один шанс.
«Обсуждались вопросы обмена военнопленными, реализация зернового коридора, а также деэскалация конфликта. Думаю, Эрдоган еще раз подтвердил, что ни о какой аннексии украинских территорий не может быть речи. Также Эрдоган наверняка дал понять Путину, что применение ядерного оружия будет катастрофическим как для Путина, так и для РФ», – полагает Дмитрий Васильев.
По его мнению, вряд ли этот разговор повлияет на ход войны, но есть надежда, что он может остановить ядерную эскалацию. Все остальное будет решено ЗСУ на поле боя по деоккупации всей Украины.
Политолог Михаил Шейтельман говорит, что Эрдоган предложил Путину дать переговорам второй шанс.
«На сегодняшний день никакие разговоры Эрдогана с Путиным не могут повлиять на ход войны в Украине, несмотря на то что Эрдогану удалось добиться самых больших результатов на дипломатическом фронте. У него были три больших победы: первая, когда он посадил за один стол министров иностранных дел Украины и РФ, вторая, это когда он добился от РФ решения об экспорте зерна из Украины, и третья, когда Эрдоган добился от России обмена командиров «Азова» на Медведчука. Но сегодня Эрдоган столкнулся с неразрешимой проблемой, ведь повлиять на Путина, который настроен решительно, практически невозможно. У Путина есть хотелки, которыми он руководствуется. Эрдоган возглавит переговорный процесс между РФ и Украиной, но это будет уже не при Путине. Следующие переговоры высокого уровня возможны с новым руководством Российской Федерации», – заявил Михаил Шейтельман.