5 октября прошли обыски у участников движения выборных наблюдателей «Голос». Силовики пришли в московский офис движения, кроме того, обыски и изъятия проведены у сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца, сотрудников и экспертов Виталия Ковина, Аркадия Любарева и Ирины Мальцевой, Екатерины Новиковой, Натальи Гусевой (Челябинск). Силовики посетили и математика – электорального эксперта Сергея Шпилькина, благодаря которому широкая общественность знает, как связаны вбросы предвыборных бюллетеней и распределение Гаусса. Сам математик находится вне территории РФ.
Как сообщает «Голос», минимум в некоторых случаях были изъяты техника, банковские карты, заграничные паспорта. Так, загранпаспорт и банковские карточки изъяты у Григория Мельконьянца.
Формально обыски проводились в связи с уголовным делом ивановского активиста Михаила Гусева, обвиняемого в «дискредитации» российской армии. Соответственно, все, к кому пришли с обысками, считаются свидетелями по делу. При этом сам Гусев в органы управления «Голоса» не входил. Но в одном из постановлений о проведении обысков суд указал, что «Голос» признан на территории России «нежелательной структурой». Само движение констатирует – «нежелательной» согласно нынешним законам РФ может быть признана только иностранная структура.
Цель «Голоса» – честные выборы в России:
«Поэтому движение не «агент иностранного влияния», а агент российских граждан, отстаивающих свое гарантированное Конституцией право на участие в управлении государством. Государство же в лице конкретных должностных лиц подменяющих интересы народа своими собственными, пытается создать из гражданских наблюдателей образ врага.
«Голос» расценивает произошедшее как давление на гражданских наблюдателей в преддверии президентской избирательной кампании 2024 года, до старта которой осталось менее 15 месяцев. Такое массовое давление на наших участников происходило в 2011–2012 годах на фоне массовых протестов против нечестных и несвободных выборов».
И вот это выглядит странным. Как и попытка связать обыски с делом о «дискредитации», которое явно следует считать предлогом.
Здесь могут быть три версии.
Первая – дальнейшая зачистка оппозиционного поля. «Голос» – не оппозиционная организация, однако борьба за честность выборов в сегодняшней России уже выглядит крамолой.
Вторая: 15 месяцев до важной избирательной кампании – это очень большой срок. Но, возможно, кураторы силовиков уже что-то просчитали и предположили, что никаких 15 месяцев может и не оказаться, а важная избирательная кампания может случиться в форс-мажорных обстоятельствах. Тогда попытки давления на независимых наблюдателей за выборами выглядят логично с точки зрения режима.
И версия третья: кому-то из силовиков сильно захотелось премий и званий, и это – их инициатива. А потому что могут!
UPD. Сообщается, что один из координаторов «Голоса» Владимир Егоров был задержан по административной статье о неповиновении полиции. В отделе полиции он был серьезно избит, туда пришлось вызвать скорую помощь.