Политик Андрей Илларионов рассуждает о сравнительной эффективности боевых действий.
В ходе начавшегося в конце августа контрнаступления Вооруженные силы Украины (ВСУ) по эффективности своих действий вплотную приблизились к эффективности действий Сил обороны Финляндии во время Зимней (советско-финской) войны 1939-40 годов.
В процессе последней стадии 9-летней российско-украинской войны, начатой Путиным 24 февраля 2022 г., четко выделяются три основных периода:
О сравнительной эффективности боевых действий можно судить по величине потерь сторонами боевой техники. Такие данные (со всеми ограничениями и неточностями, присущими трудностям получения информации в условиях военного времени) оперативно сообщают эксперты организации Orix.
По их данным, за 224 дня боевых действий потери ВСР составили 6772 единицы учитываемой ими боевой техники, потери ВСУ – 1702 единицы (соотношение – примерно 4 к 1).
Для получения более корректного представления об интенсивности боевых действий в течение каждого из трех периодов боевых действий имеет смысл пересчитать указанные данные в расчете в среднем на один день боевых действий.
Нетрудно увидеть, что в то время как среднедневные потери боевой техники со стороны ВСУ последовательно снижались – с 17 единиц в первом периоде до 7 единиц во втором и до 4 единиц в третьем, среднедневные потери боевой техники ВСР вначале сократились с 69 единиц в первом периоде до 23 единиц во втором, затем возросли до 33 единиц в третьем периоде.
Таким образом, изменение сравнительной эффективности действий противоборствующих сторон по их потерям боевой техники в ходе трех периодов военных действий в расчете на день можно представить в следующем виде.
Наличие данных о потерях боевой техники с обеих сторон позволяет получить значения наиболее важного показателя, характеризующего относительную эффективность действий ВСР и ВСУ – соотношение потерь боевой техники ВСР и ВСУ.
Как видно по графику, это соотношение, немного превышавшее величину 4 в первом периоде, снизилось до 3,2 во втором периоде. В ходе контрнаступления ВСУ, начатого около 21 августа, соотношение потерь боевой техники сторон превысило 8. Это означает, что на единицу боевой техники, утраченной ВСУ, приходится чуть более 8 единиц боевой техники, утраченной ВСР. В ходе Балаклейско-Купянско-Изюмской операции ВСУ 6-13 сентября это соотношение поднималось даже до 17,9 к 1.
При отсутствии надежных данных о потерях сторонами личного состава соотношение потерь боевой техники может выступать в качестве прокси (приблизительной оценки) соотношения потерь сторонами личного состава. При условии, что вооруженные силы обеих сторон насыщены боевой техникой на сопоставимом уровне. Это означает, что соотношение потерь личного состава сторон, возможно, близко к показателям соотношения потерь боевой техники, то есть находится, например, на уровне 7-8 к одному.
В ходе Зимней (советско-финской) войны 1939-40 годов итоговое соотношение потерь сторонами личного состава оказалось равным 4,9-6,5 (число убитых и пропавших без вести со стороны СССР – 126875-167976 чел., со стороны Финляндии – 25904 чел.) или же 5,4 (общие потери со стороны СССР – 381 тыс. чел., со стороны Финляндии – 70 тыс. чел.).
Останки советских солдат в битве при Суомуссалми, 30 ноября 1939 г. – 8 января 1940 г.
При этом следует иметь в виду, что вся длительность Зимней войны, для которой характерны приведенные выше соотношения, составила 105 дней, а длительность третьего периода нынешней стадии российско-украинской войны – лишь 46 дней. Тем не менее в ходе нынешней военной кампании на протяжении последних полутора месяцев относительная эффективность действий ВСУ оказалась сопоставимой с показателями эффективности действий Сил обороны Финляндии (СОФ) во время Зимней войны.
Особое значение указанному повышению эффективности действий ВСУ придает тот факт, что это соотношение начинает устойчиво превышать значение одного из важнейших параметров – демографического – в соотношении потенциалов России и Украины в условиях длительной войны.
Накануне нынешней стадии российско-украинской войны население России (вместе с оккупированными Крымом и Севастополем) составляло примерно 147 млн чел. Вместе с территориями украинского восточного Донбасса, временно находящимися под контролем Кремля (т. н. «ДНР» и «ЛНР»), совокупный демографический потенциал агрессора составлял чуть более 150 млн чел.
В то же время накануне этой стадии войны население Украины без временно оккупированных территорий Крыма, Севастополя, восточного Донбасса составляло примерно 37 млн чел.
Таким образом, соотношение демографических потенциалов агрессора и жертвы агрессии накануне последней стадии российско-украинской войны составляло примерно 4 к 1.
Следовательно, устойчивое превышение показателей соотношения потерь личного состава противоборствующими сторонами величины 4 (соотношения демографических потенциалов), а тем более повышение его до значений 6-7-8 (как это произошло в третьем периоде нынешней стадии войны) означает, что продолжение долговременной войны на истощение означает пусть и медленное, но последовательное сокращение разрыва, существующего между демографическими, а, следовательно, в конечном счете и мобилизационными потенциалами России и Украины. Это означает, что при сохранении соотношения потерь боевой техники и личного состава, достигнутого в ходе последнего этапа военных действий, в случае продолжения длительной войны на истощение конвенциональными средствами Россия в принципе не может одержать военную победу над Украиной.