Страны ОПЕК+ на прошедшем заседании в Вене договорились о снижении добычи нефти на два миллиона баррелей в сутки. Это равняется фактически 2% мировых поставок. В Саудовской Аравии объяснили необходимость сокращения нефтепроизводства ростом процентных ставок на Западе и ослаблением мировой экономики. Сайт «Утро Февраля» разбирался, кто окажется главным выгодополучателем от решения стран ОПЕК+.
За последние три месяца цены на нефть рухнули со 120 до 85 долларов за баррель. На энергорынок воздействовали угроза мировой рецессии, повышения процентных ставок центробанками западных стран и укрепление доллара.
Нефть имеет важнейшее значение для экономик стран ОПЕК+. Дальнейшее снижение ее стоимости принудило бы эти государства пересматривать свои бюджеты в сторону сокращения расходов. Чтобы избежать этого, рост цен на энергоносители организация решила простимулировать за счет снижения добычи.
Сокращение нефтепроизводства на два миллиона баррелей в сутки – самое большое со времен пандемии коронавируса в 2020 году. Оно будет действовать с ноября. При этом следует отметить, что снижение будет исчисляться не от реальных объемов добычи, а от квот стран-участниц ОПЕК+.
И тут важно заметить, что в августе организация потеряла около 3,6 млн баррелей в день от своего целевого уровня. Недовыполнение плана произошло из-за санкций Запада в отношении России, Венесуэлы и Ирана, а также из-за проблем с производством у Нигерии и Анголы. Учитывая этот факт, разные аналитики оценивают реальное сокращение добычи нефти с ноября на 0,4-1,1 млн баррелей в день.
В преддверии заседания ОПЕК+ стоимость нефти выросла на 3% – до 91,5 долл. за баррель, после – еще на 2% – до 93,46 долл. за баррель.
«Организация ОПЕК+ создавалась с двумя целями – это стабилизация рынка нефти и стабилизация цен на этом рынке. Все решения, которые принимает сейчас организация ОПЕК+, связаны именно с этими задачами. Очень много появилось факторов – политических, экономических и факторов безопасности, которые фактически подрывают нефтяной рынок. Это замедление мировой торговли, проблемы в Китае, внутренние и внешние, конфликты, которые вспыхивают в разных частях мира, нерешенные вопросы с Ираном и Венесуэлой, которые потенциально могли бы дополнительно поставлять нефть, сокращение объемов и цен по России.
Конечно, мы увидим колебания в каком-то коридоре цен на нефть, но принятое решение сохранит их приблизительно на том же уровне – до 95-97 долл. за баррель», – говорит экономист и дипломат Руслан Осипенко.
Решение стран ОПЕК+ было принято через несколько часов после того, как в Евросоюзе утвердили восьмой пакет санкций против РФ, который включил в себя потолок цен на российскую нефть. Эту идею активно продвигала администрация Байдена в координации со странами «Большой семерки». По оценкам Минфина США, потолок цен будет лишать Кремль ежегодно десятков миллиардов долларов.
Как известно, с декабря Евросоюз вводит эмбарго на импорт нефти из РФ. И тут решение ОПЕК+ очень выгодно для Москвы. Во-первых, Россия «зачтет» прекращение поставок в Европу в свою квоту по сокращению добычи. Во-вторых, повышение стоимости углеводорода, вызванное заявлением картеля нефтепроизводителей, позволит Кремлю компенсировать дисконт, который он был вынужден предоставить Китаю и другим государствам в обмен на их готовность продолжить внешнеэкономические и политические отношения с РФ.
Однако следует заметить, что рост цен после решения ОПЕК+ будет иметь, скорее всего, непродолжительный характер, если на него не будут воздействовать иные факторы. На руку Европе тут также играет тот факт, что российские поставки нефти уже вызвались заменить Азербайджан и Казахстан. Если будет найдено логистическое решение такого импорта, то это существенно повлияет на насыщенность энергорынка, а значит, и на уровень цены на нем.
А вот Россия, если верить статистике, уже исчерпала свои возможности по диверсификации экспорта. Начиная с марта, в условиях сокращения морских поставок в ЕС довольно существенные объемы стране удалось перенаправить в Азию (в основном в Индию, Китай и Турцию). К середине лета тут был достигнут максимум в 2,2 млн баррелей в сутки. С тех пор объемы поставок стагнируют. А в сентябре и вовсе было зафиксировано даже небольшое снижение по сравнению с августом. В среднем за последние четыре недели в государства Азии поставлялось 1,87 млн баррелей в сутки.
В Штатах не стали скрывать разочарование решением ОПЕК+. В преддверии выборов в Конгресс Байдену крайне важно продемонстрировать снижение инфляции. То есть цены на топливо должны падать, а этому помешает дорожающая нефть.
«Президент разочарован недальновидным решением ОПЕК+ сократить квоты на добычу, в то время как мировая экономика сталкивается с продолжающимся негативным воздействием путинского вторжения в Украину. В то время когда поддержание глобальных поставок энергии имеет первостепенное значение, это решение окажет самое негативное влияние на страны с низким и средним уровнем дохода, которые уже страдают от повышенных цен на энергоносители», – говорится в заявлении Белого дома.
Сгладить эффект заявления ОПЕК+ на цены Министерство энергетики США решило анонсом о продаже дополнительных 10 миллионов баррелей из Стратегического нефтяного резерва в ноябре.
Еще один козырь Штатов, с помощью которого они могут воздействовать на большинство стран ОПЕК+, – это «закон о картелях по добыче и экспорту нефти», или NOPEC. Если такой документ будет утвержден, то американский генпрокурор получит возможность возбуждать антимонопольные дела против стран-участниц картеля.
«Суть акта в том, что против уличенных в картельном сговоре стран могут вводиться санкции, изыматься собственность и т. д. Будет чем пугать арабских шейхов. Нефтяное лобби всегда противодействовало подобному закону, поскольку имело интересы в таких странах. Но сейчас времена лихие и ничего невозможного нет. Полагаем, что пока Белый дом воздержится от резких движений и посмотрит, насколько в реальности изменится добыча ОПЕК и как это повлияет на рынок», – пишет у себя в телеграм-канале экономист ВШЭ Евгений Коган.
Решение стран ОПЕК+ по сокращению добычи нефти позволит повысить свои доходы от продажи энергоносителей всем странам-участницам картеля, в том числе Ирану и России. Однако насколько долгосрочным будет рост цен под действием эффекта заявления организации, во многом зависит от решений Запада, в первую очередь – от США.