Признание Украиной суверенитета Японии над тем, что в России именуют Южными Курилами, а в самой Стране восходящего солнца считают Северными территориями, — дипломатическая бомба не меньшей мощности, чем случившийся на следующий день подрыв Крымского моста. Сила этого демарша подтверждается и тем, что Кремль, который всегда мгновенно, очень нервно и на высоком уровне (как минимум на уровне главы МИД) отвечал на любые дипломатические шаги Токио на эту тему, на этот раз даже не сразу отреагировал на этот дерзкий по факту, но абсолютно законный, с точки зрения международного права, шаг Киева.
Единственной полуофициальной реакцией России был пост руководителя совсем не профильного комитета Госдумы по контролю Олега Морозова, который заявил, что признание Верховной Радой и указом президента Украины Владимира Зеленского суверенитета Японии над ее Северными территориями и их оккупации Российской Федерацией является, дескать, признаком политической импотенции. Старику Морозову, прежде чем говорить об импотенции, стоило бы посмотреть в зеркало, а заодно на карту боевых действий…
Восемь лет подряд мы пытались донести до Кремля, что захват Крыма и востока Донбасса — это не просто попрание международного права. И фактически, и юридически это означало подрыв всей системы международных отношений (Ялтинско-Потсдамской системы), выстроенной в свое время при непосредственном участии самой России (СССР), а значит, является и подрывом самой Российской Федерации. Но Путин, его полоумное окружение и их безумные пропагандисты не хотели ничего слышать просто потому, что в какой-то момент решили действовать по совсем другому праву — первобытному праву сильного. Однако история учит, что на такие действия в конце концов агрессор получает аналогичный ответ. На всякую силу всегда найдется другая сила. Тот, кто наносит удар первым, должен быть готов к тому, что получит удар в ответ.
Естественно, и тогда, восемь лет назад, и в феврале 2022 года Путин был уверен в своей силе, в том, что теперь его АО «Россия» будет захватывать одну территорию за другой по своему усмотрению и никто ее не остановит, потому что у него есть ядерное оружие. Однако сегодня мы видим, что это была иллюзия. Мы видим, как его армия в Украине отступает, а ВСУ шаг за шагом отвоевывают один населенный пункт за другим, пресекая попытки российских контратак.
Взорвав в 2014 году Ялтинско-Потсдамскую систему, Путин открыл такой ящик Пандоры, который уничтожит его государство. Дело в том, что СССР по результатам Второй мировой захватил, аннексировал столько территорий, сколько не захватила ни одна из стран-победительниц. Достаточно вспомнить аннексию Восточной Пруссии, Карельский перешеек, Западную Карелию, часть Лапландии и три острова, отнятые у Финляндии по результатам Зимней войны 1939-40 гг., ну и, естественно, Южные Курилы. Последние, по мнению японских ученых, даже геологически не относятся к островам Курильской гряды, а являются продолжением самого крупного северного японского острова Хоккайдо.
Штука в том, что острова Кунашир (яп. Кунасири), Пико, или Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шикотан (Сикотан) и группа островов Хабомаи до 1946 года никогда, ни по каким договорам, ни по Симодскому трактату 1855 года, ни по Петербургскому договору 1875, ни по Портсмутскому договору 1905 года, не входили ни в состав Российской империи, ни в состав Советского Союза. Что подвигло Сталина «подровнять» советско-японскую границу после капитуляции Японии в 1945 году, сказать трудно. Видимо, просто захотелось придвинуть ее непосредственно к Хоккайдо. Просто по праву сильного. Япония этот захват никогда не признавала, точно так же, как не признают его Соединенные Штаты, Евросоюз, а теперь вот и Украина.
Однако заявление Верховной Рады и президента Украины Владимира Зеленского в поддержку территориальных требований Японии к России — это пока лишь символический дипломатический шаг. Так сказать, цветочки.
Ягодки на Дальнем Востоке зреют гораздо более масштабные и имеют более глубокие корни. Не стоит забывать, что территориальные претензии Китая к России Пекином никогда не снимались с повестки дня – ни во времена империи, ни во времена СССР.
Речь о том, что основополагающие российско-китайские договоры о границе, подписанные между Россией и Китаем в середине XIX века — Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.), — в китайской историографии до сих пор официально считаются неравноправными. И это действительно так.
Дело в том, что в тот момент Поднебесная подверглась интервенции Англии, Франции и США, которые потребовали от нее возможности открытой продажи опиума в Китае (знаменитые «Опиумные войны»). Китайское правительство воспротивилось этому, и началась первая, а затем и вторая «Опиумные войны».
Именно в этот тяжелый для Китая момент, когда войска западных держав находились уже недалеко от Пекина, Российская империя нанесла ему удар в спину, предъявив под угрозой вторжения огромные территориальные претензии.
Китай был вынужден согласиться, и в итоге к России отошли его обширные северные и восточные земли. По Айгунскому и Пекинскому договорам Российская империя получила территории, которые в основном совпадают с нынешними Приморским краем, Амурской областью, Еврейской автономной областью и почти половиной Хабаровского края. В общей сложности это около 950 тыс. кв. км. Для наглядности – это примерно в полтора раза больше территории Франции (643 801км²)…
Повторим. Китай всегда считал и до сих пор считает эти договоры неравноправными и, соответственно, несправедливыми. Пока нынешнее руководство КНР территориальные претензии к Москве не предъявляет, но… все меняется… Жалкое заискивание Путина перед председателем КНР Си Цзиньпином на последнем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) к ответной реакции со стороны главы Китая не привели. Си даже не остался на прощальный ужин с Путиным…
Пекин сейчас просто накапливает силы, а заодно, пока экономически, выдавливает Россию из того региона, который в Москве всегда считали сферой своих интересов, — из Центральной Азии. Когда он сочтет нужным и возможным предъявить территориальные претензии к России, крыть Кремлю будет нечем. Ну, не ядерным же оружием грозить! У Китая оно тоже есть…
Уже сегодня вдоль всей 4000-километровой российско-китайской границы с китайской стороны стоят ракеты среднего радиуса действия. Как вы думаете, против кого они направлены, если способны достать до Москвы и Санкт-Петербурга?.. Рано или поздно Пекин предъявит свои претензии к РФ. По праву сильного. Благо прецедент Путин уже создал.