Прибывший на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сделал ряд важных заявлений в интервью «России-24».
В частности, о санкциях против РФ Токаев сказал: «Мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики».
При этом было сказано и о том, что договоренности по экономическому сотрудничеству РФ и Казахстана остаются в силе. Каким образом можно будет совместить обе позиции, он не ответил.
Не менее интересной стала и оценка Токаевым роли РФ в событиях с протестами в городах Казахстана в январе:
«Впервые за 30 лет ОДКБ каким-то образом проявила себя, направив ограниченный контингент в Казахстан. Причем, подчеркиваю, не Россия, а ОДКБ.
В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия «спасла» Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно «служить и кланяться в ноги» России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности».
Слова и действия Токаева можно трактовать двояко. С одной стороны, он все же посетил детище Путина – ПМЭФ. Если не считать непризнанных большинством стран мира «талибов» и так называемых «ЛДНР», присутствие Токаева спасло само слово «международный» в названии форума.
С другой стороны, позиция по санкциям и по союзничеству озвучена достаточно четко. Казахстан готов к сотрудничеству с РФ, но не в ущерб своим собственным интересам. А послушным союзником-сателлитом, выполняющим все, что он него потребуют, он более не будет.
Авторы телеграм-канала «СерпомПо» подчеркивают именно это:
«Да, Токаев приехал на форум, а Си поговорил с Путиным по телефону. Но один открыто говорит, что чтит санкционный режим. Второй не говорит, но продавать БПЛ и т. п. отказывается. Поэтому уверения Кремля, что против РФ одна половина мира, а вторая – за, чистый блеф».
Политолог Анатолий Несмиян считает, что именно так ситуация и должна была развиваться:
«Логично. И такой же логики придерживается большинство «партнеров». Вы там, ребята, сами как-нибудь свои косяки разгребайте, и нас не впутывайте. Абсолютно нормальная логика, когда все отношения сведены к голой выгоде и прибыли, как это и нравится кремлевским. Они чуть что – рассказывают, что стремятся к исключительно взаимовыгодным отношениям.
Дружба – это немного другое. Это когда выгода на втором месте. А вот общие принципы – на первом. Но если принципов нет вообще, чего они хотят?»
Возможно, что заявления Токаева оказались более резкими, чем предполагалось, поскольку его поездке в Петербург предшествовало появление в Москве экс-президента и «нацлидера» (елбасы) Казахстана Нурсултана Назарбаева, полностью отстраненного от власти после январских событий. Официально заявляется, что встреча Назарбаева с Путиным произошла по случаю 30-летия установления отношений между РФ и Казахстаном. Однако, если отвлечься от дежурных «теплых поздравлений», остается вопрос – что делал пенсионер Назарбаев в Москве на самом деле? Не искал ли он защиты для своего клана от «преемника»?
Так или иначе, но МИД Казахстана сообщил, что не готовил визит Назарбаева в РФ и не в курсе, о чем беседовали Путин и бывший елбасы. Но именно эта встреча могла сподвигнуть Токаева на более жесткую позицию. Как и то, что в крайне важной для Казахстана КНР в преддверии съезда Компартии позиции симпатизантов Кремля резко пошатнулись.