ghost
Остальное

Искусственный интеллект против оппозиции. Как боты создают виртуальную реальность

30 июня, 2022

Расхожая фраза про борьбу «холодильника и телевизора» имеет гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это своего рода метафора виртуальной реальности и действительности. Власть и пропаганда предлагают человеку искаженную картину мира, заставляют видеть нечто позитивное, чего нет, и не замечать то негативное, которое, наоборот, есть.

  • Боты в комментариях призваны создавать иллюзию поддержки власти
  • Поскольку эту функцию выполняет компьютер, их легко вычислить
  • Боты часто реагируют на абсолютно неуместные публикации, это их и выдает

Написать пропагандистский текст для газеты, выступить с пламенной речью на радио или подтасовать факты в телевизионном сюжете – уже давно традиционные методы пропаганды, они не требуют особых навыков от пропагандистов. На это способен не только Дмитрий Киселев с многолетним опытом, но и его молодой последователь Григорий Азарёнок.

Гораздо сложнее контролировать интернет-пространство, а именно социальные сети, где обратная связь позволяет более реально оценить реакцию общества на любой информационный повод.

Борьба за умы

Российская власть всегда помнила о необходимости контроля за интернетом, возможно, это одна из главных причин, почему страна оказалась сейчас в состоянии изоляции, кризиса и войны.

Основных методов, с помощью которых власти могут контролировать интернет, три. Во-первых, закрытие неугодных порталов, соцсетей, во-вторых, аресты и репрессии за посты и комментарии, в-третьих, создание массовки – счастливых граждан, единогласно заявляющих свой «одобрямс» в комментариях.

Сперва для этого создавались целые ботофермы. Специально обученные люди под десятками фейковых аккаунтов писали комментарии, в которых поддерживали политику партии или критиковали врагов народа. Монотонность работы, характер «конвейера» выдавали таких ботов, ведь от человеческого фактора не застрахован никто.

Однако с развитием технологий эти функции возложили на искусственный интеллект. Поставленная задача восхвалять власть, видимо, не под силу даже бездушным машинам. Поэтому типичность, одинаковость, а главное – неуместность стали выдавать компьютер среди людей.

Не нужно проводить Тест Тьюринга, чтобы отличить бота от человека. Специальную методику наличия сознания у собеседника создали еще в 1950-х годах. Суть испытания заключалась в следующем: человек и компьютер находятся в разных помещениях и могут общаться с одинаковым интервалом между репликами. Третий человек также изолирован от другого человека и компьютера. Задача третьего – по ответам определить, кто есть кто.

Еще один вариант, в такой же схеме дать возможность компьютеру и человеку сказать одно слово, которое докажет наличие сознания. Самый популярный ответ у людей – слово «любовь» и другие духовные или физиологические ассоциации. Впрочем, компьютеры уже в ближайшем будущем, возможно, смогут обмануть и этот тест. Тогда это будет означать, что искусственный интеллект обрел сознание.

Фактически каждый человек, который заходит в комментарии, вынужден ежедневно проходит Тест Тьюринга, имея возможность только догадываться, – в стране действительно так много сторонников власти или это программа создает виртуальную реальность?

Во время войны, чтобы подавить любое инакомыслие и минимальный протестный потенциал, «машину» включили на полную мощность. С этим столкнулась антрополог Александра Архипова, которая ведет свой телеграм-канал.

Автор начала рассказ о народных приметах, которые привлекают деньги в семейный бюджет. Трудно найти более отдаленную от политики тему. Тем не менее искусственный интеллект среагировал на слово «деньги» в ее публикации.

В комментариях стали писать, что решение власти «продавать газ за рубли было отличной идеей», национальная валюта укрепляется, и будущее рубля также исключительно светлое.


«Мигранты, гастарбайтеры, Бужаниново»

Это уже не первый такой пример. Боты по аналогичному принципу начали работать задолго до войны.

Бужаниново – село в Московской области, где полиция арестовала двух мигрантов, обвиняемых в убийстве пенсионерки в сентябре прошлого года. Потенциально резонансный эпизод мог вызвать в России волну протестов на этнической почве.

Тем более что прошлым летом волна хулиганства с участием мигрантов или этнических меньшинств очень громко прокатилась по российскому информационному пространству. Чтобы не допустить всплеска этнических конфликтов, боты активно включились в работу.

Так под многими постами, которые не имели никакого серьезного содержания, но содержали ключевые слова, как, например, «мигранты», «гастарбайтеры», «Бужаниново», сразу появлялись десятки серьезных комментариев. Это также был Тест Тьюринга «на минималках», причем авторы таких постов делали это целенаправленно.

Публикации содержали исключительно набор слов, без какого-либо смысла. А чтобы окончательно убедить настоящих людей в абсурдности, прикреплялось фото рыбалки, животных или пейзажей.

Как нас погружают в матрицу

Эффективность таких ботов оценить сложно. Косвенно все методы власти по созданию альтернативной реальности, где Россия процветает, работают. Ведь власть все еще держится, массовых протестов нет, а в интернете и вправду стали бояться высказывать свое мнение.

В культовом фильме «Матрица» людей погружали в альтернативную реальность, которая была на порядок красивее и лучше, чем настоящий разрушенный мир. Это гиперболизация, но к похожей жизни в упрощенном варианте ведут нас и власти.

Одно из исследований влияния комментариев на человека свидетельствует, что они играют решающую роль в формировании отношения реципиента информации к предмету обсуждения. Ученые из Университета Кентербери на примере 140 человек выяснили, что если комментарии были негативными, то к материалу формировалось отрицательное отношение. Если же обсуждение было в позитивном ключе, то и постфактум позиция у человека складывалась хорошая.

Аналогичные результаты исследования опубликовали в журнале «Киберпсихология, поведение и социальные коммуникации». Отрицательные комментарии подрывали доверие к новости и заставляли читателей быстрее ее забывать.

Итого, работу ботов нельзя назвать пустой – в большинстве случаев мы можем не заметить, что стали жертвой умышленно создаваемой альтернативной реальности.

Более прикладной пример, насколько боты эффективны, рассказывало издание «Проект».

В 2018 году огромная сетка фейковых аккаунтов включилась в избирательную кампанию губернатора Санкт-Петербурга Беглова, хотя у самих горожан к чиновнику – огромное количество претензий. Вместе с другими методами фальсификаций боты помогли выиграть выборы.

Хотя проблема, конечно, не только российская. Около 20 процентов твитов на тему президентских выборов 2016 года, когда Трамп сражался с Клинтон, были сгенерированы также ботами. В следующей избирательной кампании Трампа против Байдена, вероятно, число было еще больше.

Хочется верить, что нечто человеческое победит внешнего врага искренних и здравомыслящих людей. Как в «Войне миров» Герберта Уэллса привычные нам вирусы победили инопланетный разум. Или же, как в «Матрице», стремление человека знать истину победило комфортную виртуальную реальность.

Борьба против власти перестала быть войной двух групп общества – доминирующей и подчиненной, а стала противостоянием государственной системы, бюрократии, искусственного интеллекта с личностью, человеком и обществом. Абсолютно идентично лучшим антиутопиям XX века.