Несколько десятков компаний отказались платить дивиденды за 2021 год своим акционерам. Среди них представители потребительского сектора «Магнит», «Детский мир», «Русарго», металлурги «Северсталь» и НЛМК, логистические компании «Аэрофлот» и «Совкомфлот» и даже рекордсмены по доходам Сбербанк и «Газпром».
Главная причина отказа от дивидендов, как отмечают в самих компаниях, – нестабильная экономическая ситуация. Корпорации стремятся сохранить ликвидность и повысить финансовую устойчивость в сложившихся условиях. Санкции изменили и рынки сбыта, и логистические цепочки. Что будет дальше со спросом, а соответственно, и прибылью, прогнозировать сложно.
Помимо этого, экономисты обращают внимание на то, что решение о выплате или невыплате дивидендов компаниями также зависит от стоимости заимствований на рынке.
«Если стоимость заемных средств растет, то становится выгоднее, чтобы капитала была больше, а долга – меньше. Самый простой способ реализации такого плана – это сохранить дивиденды. Очень часто рост стоимости заимствований сопровождается сокращением дивидендов, даже если компании никак не меняют свой финансовый результат. Долг становится менее выгодным, и есть резон придержать капитал. В России, в частности, наблюдается именно такая ситуация. Стоимость долга полгода назад была значительно ниже. Даже при том, что ЦБ снизил учетную ставку до довоенного уровня, де-факто на рынке долг дороже», – говорит экономист Андрей Мовчан.
Также проблемой сегодня для российских компаний может стать и доступность заимствований:
«Такие компании, как «Газпром», достаточно много занимали на внешнем рынке. Размер их евробондов – большой. Невозможность занимать дальше, а сейчас это невозможно, тоже влияет на решения о сохранении капитала», – продолжает Мовчан.
Однако многие инвесторы расценили решение «Газпрома» о невыплате дивидендов, как нежелание государства делиться сверхприбылью от продажи газа с частными лицами.
Еще в конце мая совет директоров монополиста согласовал выплату дивидендов на общую сумму в 1,244 триллиона рублей. За каждую акцию инвестор должен был получить 52 рубля с копейками. Это рекордные цифры для российского фондового рынка.
Однако вскоре после этого Минфин разработал поправки к Налоговому законодательству, которые предусматривают надбавку к налогу на добычу полезных ископаемых в 416 миллиардов рублей в месяц для «Газпрома». Взимать их будут с сентября по ноябрь. Умножаем эту сумму на три и получаем размер ранее запланированных дивидендов.
«Как бы это ни звучало, но деньги за сверхприбыль из «Газпрома» забираются через налоги, то есть напрямую они поступают государству. Через дивиденды деньги же распределяются между государством и инвесторами. В конечном итоге основной удар принимают на себя даже не иностранные инвесторы, запертые в российских активах, а российские инвесторы, которые понадеялись на щедрые дивидендные выплаты», – отмечает профессор ВШЭ Евгений Коган.
В «Газпроме» же свое решения объяснили необходимостью вложений в инвестпрограммы, в том числе и в проведение газификации.
Также следует рассматривать вариант, что в какой-то мере невыплата дивидендов связана и с необходимостью избежать риска укрепления рубля. Чтобы заплатить акционерам, «Газпрому» пришлось бы продать гору валюты.
Отказаться от выплат дивидендов акционерам и премий и бонусов топ-менеджерам банкам рекомендовали в ЦБ.
«В условиях структурной трансформации российской экономики Банк России рекомендует кредитным организациям воздержаться от выплаты акционерам дивидендов и нефиксированной части оплаты труда единоличному исполнительному органу, его заместителям, членам коллегиального исполнительного органа, руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита», – говорилось в письме Центробанка, которое получили руководители кредитных организаций.
Многие к таким наставлениям прислушались. В частности, и Сбербанк, который за прошлый год получил рекордную прибыль в 1,246 триллиона рублей. Дивидендной политикой банк предусматривает выплату акционерам не менее 50% чистой прибыли.
Ситуацию в Сбербанке решили подсластить повышением зарплат сотрудникам. Размер прибавки в среднем составил 8,5% Больше всех повезло IT-шникам.
«В этот непростой для банковского рынка период мы хотим, чтобы команда чувствовала реальную заботу и поддержку», – сообщили в пресс-службе кредитной организации.
Правда, от этого частным инвесторам ни холодно ни жарко.
«Пока нынешние акционеры Сбербанка чувствуют только моральную поддержку от вкладчиков еще советского Сбербанка, чьи вклады заморожены уже четверть века, и поддержка эта основывается на необычайном единении поколений», – иронизирует в своем блоге глава портала о финансах Finversia Ян Арт.
История с поголовным отказом от выплаты дивидендов является еще одним триггером падения доверия инвесторов к российскому фондовому рынку. Однако специалисты в связи с этим не предрекают крах отечественным биржам.
«В этом смысле какого-то серьезного влияния на фондовый рынок, условно говоря, разрушения фондового рынка или изменения режима его функционирования, конечно, быть не может, потому что это действие ожидаемо», – уверен экономист Андрей Мовчан.
Тем не менее в свете последних событий инвесторы пересмотрят свой портфель, поскольку многие в покупке акций придерживались именно дивидендной стратегии. Также будут переоценены риски инвестирования в госкорпорации, поскольку там на первое место ставят не акционеров и эффективность, а реализацию государственной политики.