Но на самом деле санкции здесь ни при чем – на предметы медицинского назначения они не распространяются (лидеры стран Запада – не звери и не садисты). За это россиянам стоит благодарить родное правительство.
Дело в том, что медицинская техника в России по большей части заграничного производства. При этом она регулярно нуждается в ремонте, в гарантийном и сервисном обслуживании, а все это проводится в той же стране, где аппаратура была произведена.
В самом начале войны, 9 марта, российское правительство выпустило постановление, которое запретило вывозить за рубеж ряд товаров, в том числе и медицинское оборудование. Исключение составили только страны Евразийского экономического союза (то есть Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), а также Абхазия и Южная Осетия, от которых в этом деле толку немного. Политика в очередной раз возобладала и над экономикой, и над гуманитарными соображениями, и над многим другим, включая здравый смысл.
Казалось бы, эту технику, если постараться, можно отремонтировать и в России. Но даже в таком случае отработанные детали необходимо вернуть производителю, а постановление правительства запрещает и это.
Можно ли обойти запрет? Теоретически можно, но здесь в каждом отдельном случае требуется разрешение двух ведомств: Министерства промышленности и торговли и Федеральной таможенной службы. «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники, сообщает, что ФТС отказывает в подобных разрешениях, хотя в самом ведомстве это отрицают.
Впрочем, это уже частности. Если общее правило запрещает вывозить из России медицинскую технику для ремонта, а об исключениях из этого правила нужно каждый раз просить особо, да еще в двух местах – понятно, что ситуацию это, мягко говоря, не улучшает.
Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA уже обратилась к российскому правительству с просьбой если не отменить запрет, то хотя бы ослабить его. «По нашим оценкам, сейчас или в ближайшее время из России для ремонта или сервисного обслуживания будет необходимо вывезти несколько тысяч позиций медизделий, запчастей и принадлежностей к ним. При этом большая часть российского рынка медтехники… представлена производителями из Европы, США и стран Азии — и их производственные площадки и сервисные центры располагаются именно в этих странах», — поясняет глава этой организации Сергей Ванин.
Прислушаются ли в правительстве к доводам этих людей? Такую возможность полностью исключать нельзя. Однако существует давняя российская традиция: в ответ на какие-то зарубежные санкции (экономические или иные) власть начинает еще более затруднять жизнь собственных граждан. Именно отсюда родилась знаменитая мрачная шутка о бомбежках Воронежской области.
Похоже, что и сейчас правительство следует этой традиции. Санкции создают для России проблемы? А мы в ответ создадим ей еще больше проблем!
И, похоже, медицинское оборудование – далеко не единственная сфера, где российская власть действует именно так.