Премьер-министр Венгрии Орбан заявил 23 июля на конференции в городе Бэиле-Тушнад, что события в Украине могут положить конец «западному господству». Что же до Европы, то она находится в экономическом и политическом кризисе:
«Стратегия Запада подобна машине со спущенными шинами на всех четырех колесах… Санкции не пошатнули Москву. Европа в беде – экономической и политической, жертвами стали четыре правительства: британское, болгарское, итальянское и эстонское… Люди столкнутся с резким повышением цен… И большая часть мира тоже нас демонстративно не поддержала – Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, арабский мир, Африка – все в стороне от этого конфликта, они занимаются своими делами».
Оставим на совести Орбана упоминание четырех правительств – Британия в ЕС не входит, в Эстонии идет обычный процесс переформирования Кабинета министров. Впрочем, любые политические кризисы и отставки правительств в демократических странах – это нечто обыденное.
Не менее странно прозвучало и другое заявление Орбана:
«Задача ЕС состоит не в том, чтобы занять чью-либо сторону, а в том, чтобы встать между Россией и Украиной».
Как понимать эту «надсхваточность», не знает, видимо, и он сам. Но нужно было это сказать: недавние «газовые переговоры» между главой МИД Венгрии Петером Сийярте и его коллегой Сергеем Лавровым потребовали, вероятно, каких-то подобных выражений от Орбана.
Впрочем, Виктор Орбан вряд ли кого-то удивил. Премьер от консервативной партии «Фидес» и прежде отличался «особым» отношением к Украине и «особой» позицией в ЕС. Так, Венгрия воспрепятствовала введению персональных санкций против патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева). Звучали и образные выражения о принятых ЕС мерах, например, о том, что Евросоюз санкциями «выстрелил себе в легкие».
Официальный представитель МИД Украины Олег Николенко заявил, что «»санкции не пошатнули Россию» – классический пример российской пропаганды». По его мнению, санкции эффективны, а поставки оружия в Украину спасают жизни украинцев.
Телеграм-канал «СерпомПо» комментирует слова Орбана:
««Венгрии не стоит питать иллюзий, что мы сможем влиять на стратегию Запада…. для нас дело чести и морали заявить.., что необходима новая стратегия, целью которой был бы мир и формулирование хорошего предложения о мире«.
Так формулируй своему другу Путину! Пока, судя по его речам, он готов на мир лишь при условии полной капитуляции Украины и ее отказа от полностью или частично оккупированных РФ областей.
Сам Орбан пошел бы на такой мир, если бы речь шла о его стране? И где в этом случае был бы он и его правительство?»
Политическая звезда Виктора Орбана взошла в 1989-м после его речи на церемонии перезахоронения лидеров Венгрии, повешенных по приказу просоветской марионеточной клики после подавления восстания 1956 года. Тогда Орбан гордо потребовал вывода советских войск с территории страны и проведения свободных выборов. Однако следование идеологии т. н. «правого консерватизма» сблизило его с кремлевскими имперцами – подобное неизбежно тянется к подобному.