В Москве учредили инквизицию. Чтоб преследовать и карать. И за это деньги брать
ГРАД открывает огонь
О Группе по расследованию антироссийской деятельности (ГРАД) в сфере культуры, созданной в Госдуме, «Утро Февраля» уже рассказало в обзоре z-пропаганды Дениса Ветрова. Но она заслуживает особого разговора. Кто сформировал эту шайку погромщиков? Из кого? По каким лекалам сшил? Чем она угрожает художникам, и чем опасна? Разберемся.
О первом заседании ГРАДа сообщил хор СМИ – от «Парламентской газеты» до «Коммерсанта». Группу создалина базе партии «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) при участии Ивана Мусатова из ЛДПР и Дмитрия Певцоваиз «Новых людей».
Кроме них там заседают Сергей Миронов; сопредседатель СРЗП Прилепин; глава Комитета по делам национальностей Семигин; Дмитрий Кузнецов – депутат и начштаба Прилепина; Сергей Безденежных – член Комитета СФ по обороне и безопасности, сенатор от Хабаровского края. Также отметились режиссер Николай Бурляев, журналист Алексей Колобродов, поэт Игорь Караулов, художник Алексей Гинтовт.
Их всех, сказано на сайте ГРАДа, «объединяет желание исправить кадровую политику государства в сфере культуры, чтобы чиновники и бизнес прекратили подпитывать творческую элиту с антигосударственной позицией». А по сути – стремление учинить погром в русской культуре и подчинить ее властям. И себе.
Сопли Прилепина
Выступая на встрече, Прилепин сетовал, что проекты «либеральной культурной публики» с «антинароднойпозицией» – то есть, отвергшей аннексию Крыма ипризнание «ДНР/ЛНР», получали господдержку. А его соратники-мракобесы – шиш с маслом. «Дайте хотя бы детский столик патриотам», – стенал он, взывая к держателям бюджетов. И ныл, что, «ни один театр не придумал драму о трагедии Донбасса» и ни один режиссер не снял кино. «Нам нужна другая культура», – объявил он.
Итак, на основании программных документов и слов «вождя», можно определить идейные основы и деловые приоритеты группы:
Зря что ли он и создал ГРАД? Как пишут «Медиазона», «Медуза» и «Коммерсантъ». А кто так назвал? Вплел в название и грезу о «Граде на холме», и «град с гусиное яйцо на головы крамольников», и РСЗО, бьющую по мирным украинским городам. Помните, пел «Белый орел»: «а в чистом поле – система «Град», за нами Путин и Сталинград»? ГРАД – про это. «Белым орлам» – деньги давать, а у «Би-2» – отобрать.
Анкета стукача
На сайте группы есть список «агентов иностранного влияния» – т.е. критиков войны в Украине и их «пособников, чиновников и менеджеров. Вот он:
ГРАД планирует убедить руководство Большого театра и Первого канала так повлиять на Урганта и Молочникова, чтоб те поменяли отношение к войне. Режиссера предлагают свозить в Донбасс, а телеведущему –«поддержать наших ребят». Ну а если повлиять не удастся, то пересмотреть с ними контракты. Кроме того, ГРАД порицает «Би-2», не ставшую выступать в Омске на фоне Z—баннера.
Есть на сайте и анкета для желающих назвать врагов и их «пособников». Это – не первый проект СРЗП, предлагающий писать «куда следует» о гражданах-вражинах. В 2022-м она создала сайт «Спросим Бастрыкина» для сбора вопросов о «вредителях».
Микеланджело – не указ
Если, выступая, Прилепин жаловался, то Кузнецов ставил задачи. Главные – «реализация государственной культурной политики» и «отмена прозападной цензуры». А это – что? Где она видана? А – вот. Никто из экспертов Фонда кино «не поддержал военную спецоперацию». Как и в «жюри крупнейшей российской литературной премии», где тоже «из 100 человек никто не поддержал». «Это, – считает Кузнецов, – свидетельство эффективности прозападной пропаганды». Однако ж «цензура» и «пропаганда» –практики разные. А депутаты их путают. Впрочем, может, оно и к лучшему.
Кстати, с пропагандой в РФ, считают в ГРАДе – беда. Колобродов обличает: «журналистская среда абсолютно враждебна политике государства, и надо с ней что-то делать». Смешно. И рискованно с его стороны. Когда все СМИ РФ подчинены власти и превращены Администрацией президента в шпунтики машины пропаганды, говорить так, значит сомневаться в успехах АП. А это что-то вроде распространения фейка об армии.
Никуда не годится и образование, указывает Караулов. Его «надо безжалостно чистить, там закладываются антироссийские стереотипы». И это смешно. И опрометчиво. Вот нарвется поэт на крутых ребят из наробраза и мало ему не покажется.
«Каталогизировать отечественных художников» предлагает Гинтовт. Чтобы «разобраться с их пожеланиями и создать образ русского искусства», прекратить «культурологическую оккупацию по всему миру… кураторство англосаксов и их влияние на искусство других стран». А как быть с влиянием французов? И итальянцев? Ясно ж, что Пикассо с Микеланджело нам не указ! Короче – ворох чепухи.
А вот Семигин говорит по делу – предложил поспешить«решить некоторые вопросы до принятия бюджета на 2023 год… – изучить, какие деньги и на что в сфере культуры сейчас тратятся, кто их получает». Ну, то есть, пора уже, как планируется.
Подражатели
Создание и планы ГРАДа – не первая попытка поиграть в РФ в штатовский Сенатский подкомитет по расследованиям и его главу сенатора Маккарти, что в ХХ веке гнал левых и либеральных ученых и художников, обвинив их врагами Америки. Многих из них лишили работы, вынудили уехать, шельмовали в Конгрессе и даже судили.
В России в подобном стали изощряться не вчера. В середине 2010-х что-то подобное порывались создать Прилепин и Охлобыстин на общественных началах. Но начала были слабоваты, и дело не пошло. Зато пошло в Совете Федерации, где в 2017—м учредили Комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России, работающую в том числе со сферой культуры.
Где она быстро узрела угрозу: «под видом творческого взаимодействия наций, знакомства с достижениями в сфере культуры продвигаются оплаченные в политических целях продукты, более похожие на троянских коней, запущенных в стан «страны-противника». Когда очевидно желание заморских русофобов лишить нас духовных традиций, превратить в бесполые существа, в Иванов, родства не помнящих, жадно поглощающих идеологические токсины псевдокультурных импортных фастфудов».
Конечно, это – болтовня, отработка заказа в рамках одного из проектов Кремля, стремящихся изолировать страну, разрушить ее великую культуру, как часть культуры Европы, Запада и мира, разорвать их живую связь. Она им страшна, как и все живое, свободное, независимое, неподвластное.
Еще 21 апреля «Коммерсантъ» сообщил о нападках думаков на художника Олега Кулика за скульптуру «Большая мать», выставленную на ярмарке «Арт Москва». В ней Елена Ямпольская – глава Комитета по культуре – увидела пародию на статую «Родина-мать» Вучетича, стоящую на Мамаевом кургане. Дама призвала Генпрокуратуру проверить скульптуру на «оправдание нацистской и экстремистской идеологии». Попутно депутаты Хинштейн и Прилепин настрочили жалобы в СКР.
И впрямь, при сильном желании, сходство найти можно – агрессивную даму-великана с мощным мечом, пытается унять с помощью канатов стайка мужичков. Страсти-мордасти!
В итоге Кулик целый день разъяснял в СК, что создал образ «Большой матери» после распада своей семьи, отразив в нем «драматическую борьбу» полов в современном мире.
Не углубляясь в опасное пространство гендерной проблематики, отмечу: Кулика затащили в СК не из-за нее. Гнусное желание связать художнику руки давно присуще бюрократам и политиканам. Но вот курьез: сравнишь кого-то из них с каким-нибудь мерзавцем вроде Андрея Жданова, гонителя Ахматовой и Зощенко, а они захихикают и радостно подскочат! Будто излилась в глаза Божья роса. Для людей со здоровыми идейными ориентирами и отношением к культуре такое сравнение – позорно. Для этих – почетно.
Доходное место
И очень хочется захватить контроль над культурой. В августе 2019-го в Думе создали Комиссию по вопросам иностранного вмешательства во внутренние дела РФ. Ее придумал Миронов. Он заявил: «у комиссии будет работа, и многое выяснится». Теперь – после превращения его партии в гибрид-мутанта – «Справедливую Россию – За правду» и нападения на Украину, работы прибавилось, выяснения углубились, а нужда в новых структурах – обострилась. Так и возникла тусовка инквизиторов – ГРАД.
Теперь тем, кто занимает сколько-нибудь независимую позицию в культуре, не уйти от расправы. Раньше удавалось. Но теперь враги культуры всерьез взялись устранять соперников, шельмуя их и строча доносы, и привлекать бюджеты, вопия о патриотизме.
Которым, конечно, там и не пахнет. Ведь патриотизм – это забота о благе Родины. Ну а гонители художников из ГРАДа и подобных структур несут ей позор и упадок.