Россияне задолжали за коммуналку более 800 млрд рублей, также в стране в 2,5 раза увеличился ущерб от преступлений
Война с Украиной отразилась на всех жителях страны. Пока миллиарды долларов ежедневно тратят на боевые действия, более 20 миллионов человек в сегодняшней России находятся за чертой бедности. Россияне задолжали за жилищно-коммунальные услуги больше 800 миллиардов рублей. Также резко увеличилось количество краж: в первом полугодии 2022 года – почти без вести пропало полтриллиона рублей.
Война идет пятый месяц. За это время, только по официальным данным, российский бюджет потратил более полутора триллиона рублей на «национальную оборону». И получается, пока путинские чиновники тратят миллиарды рублей на войну в соседней стране, уровень жизни россиян стремительно падает. Уход очередной западной компании, ежедневное повышение цен и «импортозамещение» — обыденные вещи в российских реалиях.
С начала 2022 года в России значительно увеличился объем ущерба от преступлений и составил почти 500 миллиардов рублей, повысившись в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Об этом в интервью «Коммерсанту» рассказал генеральный прокурор Игорь Краснов.
«За прошедшие шесть месяцев этого года резко увеличился размер причиненного преступлениями материального ущерба – с 222 млрд до 494 млрд рублей».
По его словам, только в Москве и области за полгода было зарегистрировано более 4 тысяч таких преступлений. Кроме того, чиновник сообщил, что за январь–июнь 2022 года прокуроры выявили почти 85 тысяч нарушений в работе системы Федеральной службы исполнения наказаний. А по результатам рассмотрения дел к дисциплинарной ответственности были привлечены почти 27 тысяч должностных лиц.
По данным Росстата, россияне задолжали за жилищно-коммунальные услуги более 800 миллиардов рублей. Если сравнивать показатели с прошлым годом, то долги выросли почти на 8% или 56,6 млрд рублей. При этом задолженность перед фирмами, которые непосредственно поставляют россиянам ресурсы, выросла сразу на 11%.
Эксперты считают, что ситуацию спровоцировал экономический кризис, который власти РФ пока даже не набрались смелости признать. В стране существенно выросли в цене и товары, и услуги. А повышение тарифов на услуги ЖКХ уже стало ежегодным, при этом заработная плата не индексировалась вовсе. Субсидию, которую выплачивает государство малоимущим, получают только 6% семей от общего числа. Экономисты же уверяют, что домохозяйств, которым не хватает денег на оплату коммунальных услуг, в несколько раз больше.
Таким образом, долги потребителей лишь усугубляют кризис в отрасли — из-за скудных поступлений средств поставщики не могут модернизировать оборудование и проводить ремонтные работы. Из-за этого растет число аварий на сетях.
По словам социолога Игоря Эйдмана, в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться:
«Очень тривиальный здесь может быть ответ: в условиях санкций и войны материальное положение людей может только ухудшаться, а их проблемы только усиливаться. По-другому в истории не бывает. Соответственно, и объем неплатежей за коммуналку, а также по кредитам, налогам и т. д. будет только увеличиваться».
Как следствие, также до многолетних минимумов упала и покупательная способность россиян: по 18 из 24 базовых продовольственных товаров – об этом говорится в июльском докладе Росстата «О социально-экономическом положении» страны.
Хотя реальные располагаемые доходы населения, по оценке ведомства, упали лишь на 0,8%, а это меньше, чем во время кризиса пандемии, в пересчете на физический объем продуктов, которые может купить среднестатистическая семья, люди стремительно обеднели до уровней, которых статистика не видела более 10 лет.
И если в 2021 году на среднестатистический доход одного человека можно было купить в месяц 851,8 кг картофеля, то в 2022-м — лишь 709,8. Из статистики также следует, что в пересчете на картошку россияне обеднели до минимума с 2011 года. До 11-летнего минимума упала и покупательная способность доходов по капусте: на средний доход теперь можно купить только 565,6 кг капусты вместо 1283,7 кг годом ранее.
В пересчете на цену риса, муки, черного и белого хлеба, вермишели, маргарина и сливочного масла люди обеднели до минимума за всю историю наблюдений — с 2011 года. По способности покупать говядину доходы россиян откатились до уровня 2011 года, курятину и морковь — до 2015 года. Покупательная способность по сахару упала до минимума с 2016 года, по чаю и соли — до 2017-го.
Одной из причин падения покупательной способности россиян эксперты называют высокую инфляцию. Таким образом, россиянам приходится переходить на все более дешевые продукты питания из-за падения реальных доходов. Об этом говорится в отчете крупнейшей в РФ торговой компании в продуктовой рознице «X5 Group» (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).
Уровень жизни в России стал падать еще до аннексии Крыма. А динамика реальных располагаемых доходов населения такова, что уровень жизни скоро опустится к допутинскому — к «лихим» 1990-м. Дополнительным ударом оказался коронакризис, – пишет телеграм-канал «Можем объяснить». А робкая надежда на восстановление в 2022-м рухнула после полномасштабного вторжения в Украину.
И по прогнозам экономистов, ближайшие месяцы падение доходов россиян будет только нарастать. Этому будет способствовать двузначная годовая инфляция — рекордная за 20 лет – и усиливающийся спад экономики. Также скажется массовый выход иностранных компаний. Весной и летом многие из них продолжали расплачиваться с работниками, но к осени их уход станет заметен.
Самыми главными страхами россиян в первые три месяца войны стали рост цен и дефицит товаров, а не возможное обострение военного конфликта, выяснило агентство КРОС. Индекс фобий составили на основе анализа реакций на публикации в СМИ и социальных сетях. На втором месте по уровню тревожности оказалась реакция общественности за войну в Украине, в том числе западные санкции и отъезд знаменитостей из России.
Сами боевые действия попали только на третью строчку страхов, хотя в соцсетях они обсуждаются в 5,5 раза чаще, чем в прессе. Интернет-пользователи активно следят за ситуацией на фронте и на границе с Россией, опасаются обострений вплоть до ядерной войны. Чувство неопределенности подогревается решениями чиновников, например, о продлении запрета на полеты в южных регионах РФ.
Помимо этого, сильный страх вызывают блокировка соцсетей, уход иностранных брендов, диверсии в России, потенциальная мобилизация, эскалация конфликта с Западом, финансовая нестабильность и курс рубля. К «псевдофобиям» агентство отнесло потерявшую свою актуальность пандемию коронавируса и оспу обезьян, в которую российские граждане не верят.