На российском Первом канале запущен в производство первый блокбастер о событиях т.н. «спецоперации». При этом фильм будет представлять собой ремейк шедевра Куросавы Акиро «Семь самураев», а в некоторых ролях… известные советские артисты в период их славы, снятые в форме аватаров по технологии дипфейк.
И это – не фейковое сообщение какого-нибудь сатирического «информагентства». Об этом объявил сам гендиректор Первого канала Константин Эрнст:
«Мы запускаем в производство некий ремейк „Семи самураев“ – это история времен гражданской войны где-то в Новороссии. Будет 7 главных персонажей, двое из которых – существующие современные артисты, а еще пять – современные артисты, но в аватарах великих советских актеров в лучший их период».
Общественность даже не сразу обратила внимание на его слова, и это можно понять: новость звучит слишком дико.
Ну, вот представим себе сюжет: крестьяне в «ДНР» собирают ячмень, но опасаются, что их урожай отнимут… ну, понятно, кто – злые «бандеровцы», кто же еще! И вот кто-то из сельских жителей собирается то ли в Донецк, то ли даже в Ростов искать защиты у странствующих «самураев». И вот они видят, что пожилой «самурай» переодевается священником, чтобы покончить с бандитом, захватившим в заложники ребенка… Стоп, а нет ли тут оскорбления религиозных чувств – по нынешним-то временам, для приближения которых Константин Эрнст сделал немало?
Многие в принципе сомневаются в том, что такого рода проект вообще возможен.
Например, кинокритик Юрий Гладильщиков заявил:
«Пока не знаю, как это комментировать, какая-то странная вещь, это как-то очень все чуднО, я только пожимаю плечами. А это не фейк?»
Нет, не фейк. И я почему-то верю в Эрнста – он такое сделает.
Ведь это ничто иное, как концентрация любимейшей его темы… Как бы ее назвать? Наверное, «некроискусство».
С чего Эрнст начинал в 90-х? Со «Старых песен о главном». Само название – «творческая переработка» строчки из песни Жанны Агузаровой. Только у нее-то они были «новыми»! Но не таков Константин Эрнст, взявший за образец именно советскую старину.
И именно когда стоило смотреть вперед, в будущее! Но нет – в телеэкран намертво вписалась советская ностальгия. В прошлое, в прошлое, только назад!
Проект мог бы показаться вполне безобидным. Однако это только на первый взгляд. Не будь этих «Старых песен», возможно, почва у нынешних ностальгистов по СССР оказалась бы куда более зыбкой. В конце концов, недаром же в Китае с древности существовало учение о «правильной» и «неправильной» музыке, которая способна управлять людьми, а значит, и обществом.
А еще критики вспоминают масштабный проект с Олимпийскими играми в Сочи. Тут Эрнст оставил далеко позади советских геронтократов с Олимпиадой-80. В самом деле, советские номенклатурщики не бегали с эстафетой с факелами. А олимпийский огонь зажигал действующий спортсмен, а отнюдь не ветераны спорта. Даже в брежневском СССР не разучились смотреть в будущее. Зато в путинской РФ возобладало это «назад, в прошлое». Таков главный месседж того камлания. Ну, и понятно, что и завершился он возвращением в прошлое – к «крымнашу».
Так что справится Эрнст и с новым масштабным заданием. Тут будет все: и покойные актеры (а давал ли кто-то из них разрешение на использование своего аватара?), и фильм-исходник, которому скоро исполнится 70 лет – солидный возраст для «старого о главном».
В общем, некротики – в избытке. Вполне для него. А месседж некротики – это, конечно, «все, что делается, делается навсегда», «возвращение к старому – навсегда», «Путин – навсегда».
Но так оно не бывает. Можно, конечно, пытаться. Можно, конечно… скажем, плевать против ветра. Но вечно противопоставлять себя обновлению и изменчивости мира нельзя. Не получится.