Экономист Константин Сонин пишет про покорность.
Сейчас появилось много разных комментариев про ход мобилизации — среди прочего, про то, как покорно во многих регионах люди идут в военкоматы, соглашаясь и участвовать в преступной войне, и рисковать (и сильно) увечьями и бессмысленной смертью. И, конечно, есть комментарии и про «стадо баранов», есть и объяснения психологов, почему появляется такая покорность.
Среди комментариев есть и хорошие. Мне понравился твит девушки-феминистки: «Мужчины, просто четко скажите «нет» в военкомате и тогда вас не мобилизуют». И дальше, уже в комментариях, «если на военкомате не осталось следов, значит, вы сами хотели на войну» и т. п. Но это отдельный случай, а в целом эти комментарии про «стадо баранов» и «покорность» – неправильные.
Но вот что особенно лишнее – это считать и говорить, что эта «покорность» как-то связана с «глубинным народом», что это провинция, беднота и т. п. Совершенно нет – вот то, что мы видим с людьми, идущими по повестке в военкоматы, — это в точности то же самое, что мы видели в феврале–марте–апреле с людьми в правительстве и Администрации президента.
В правительстве в широком смысле собраны самые активные, самые амбициозные, самые расчетливые, самые циничные, самые решительные люди. Разве что в бизнесе на топ-уровне есть более активные, расчетливые и решительные. А весной мы видели именно стадо баранов – «занимаясь своим делом», «сосредотачиваясь на своей области», они делали ровно вот это, шли, как замороченные юноши в военкоматы. В таком же странном полусне.
Хоть сколько-то разумных людей и в правительстве, и в администрации война уже к концу марта приводила в полный ужас. Кто-то, может, не до конца осознавал, что своим руками закапывает и свою страну, и свое дело, и свою жизнь, но многие осознавали. Так же как многие, кто идет в военкомат по повестке, понимают, что на войне их могут убить – и абсолютно зря, абсолютно ни за что. Они также понимают, что не защищают ни от кого Россию, как уже давно это понимают сотрудники Минфина и Центробанка. Просто понимает мозг, а ноги идут в военкомат.
В книге «Нечестивец, или Праздник Козла» Марио Варгаса Льоса — про Трухильо, но, конечно, про Путина — есть такой персонаж, министр обороны Роман. После убийства Трухильо у него есть все, чтобы взять власть, только он живет эти дни как во сне — хотя, казалось бы, понимает, с кем нужно бороться. Но он медлит и медлит и медлит, пока у него не отбирают автомат, охрану, командование войсками и не подвергают долгой и мучительной смерти. Наверное, чтобы стать одним из руководителей государства, Роман должен был быть и решительным, и амбициозным, и расчетливым, и циничным. Но в непривычной смертельно опасной ситуации стал бараном.
Так что не надо винить тех, кто идет по повестке в военкомат. Самые циничные, хитрые, амбициозные тоже так себя ведут в аналогичных ситуациях.