Война России с Украиной — это историческое событие, которое напрямую влияет на жизнь украинцев и россиян, а также на политическую географию Европы и международную политику во всем мире. Война знаменует собой окончание периода, который можно было бы назвать «постсоветским» в регионе, и начало пока безымянного, но пока трагического периода для Европы и Евразии.
Я не сомневаюсь, что война была продуктом многочисленных мощных системных сил — от институциональных и политических до структурных и экономических. Тем не менее, первые сорок пять дней войны продемонстрировали решающую роль личности в решении хода истории: фигура президента Украины Владимира Зеленского оказалась решающим фактором в формировании силы украинского сопротивления, а фигура Президент России Владимир Путин был главным фактором, повлиявшим на военные неудачи России.
За первую половину своего срока Зеленский прошел несколько этапов популярности. Как решительный победитель на президентских выборах 2019 года он объединил Восток и Запад Украины, горожан и селян, богатых и бедных. Однако и в январе 2021, и в январе 2022 года его рейтинги одобрения упали значительно ниже 30 процентов, поскольку большинство украинцев считали, что страна движется в неправильном направлении.
Но если в качестве президента мирного времени Зеленский демонстрировал сильные и слабые стороны, то в качестве президента военного времени он проявил себя. Зеленский оказался жестким и мужественным лидером военного времени, идеально отвечающим потребностям нации в твердом лидерстве. Несмотря на многочисленные призывы мировых лидеров , он отказывался покидать Украину как до, так и после начала российского вторжения. Он оставался в Киеве, несмотря на ожидаемые покушения , и изо дня в день служил образцом сопротивления личной и национальной экзистенциальной угрозе. В многочисленных беседах украинские военные, активисты и бизнесмены говорили мне, что они встали на защиту, потому что президент не сбежал. Зеленский вдохновил украинцев объединиться вокруг него и защищать Украину.
Зеленский также использовал свои лучшие лидерские и исполнительские способности, чтобы объединить международное сообщество вокруг дела защиты Украины и восстановления международного порядка. В своих обращениях к западным парламентам, международным саммитам и встречам в Зеленский превратил Zoom из утилиты эпохи пандемии в инструмент для завоевания сердец и умов мировых лидеров и людей доброй воли во всем мире. Беспрецедентная внутренняя солидарность Украины, а также растущая военная и гуманитарная поддержка со стороны НАТО, США и ЕС — во многом личная заслуга Зеленского.
Поэтому неудивительно, что его рейтинг общественного одобрения в Украине и за рубежом взлетел до небес. Ему доверяют более 90 процентов украинцев, и сейчас он является самым популярным политиком в Соединенных Штатах: ему доверяют более 70 процентов опрошенных американцев.
Противоположная картина складывается из неудач российских войск на Украине, которые во многом связаны с личными просчетами Путина. Зрелый политик и стойкий самодержавный правитель, Путин имеет огромный опыт в политике и международных отношениях. Однако как авторитарная фигура, живущая в пузыре и изолированная от российского общества и остального мира, он стал заложником собственного режима и идеологических убеждений.
Недавние речи и письма Путина показывают всю глубину идеологической ловушки, в которой он оказался. Иллюзия о том, что «русские и украинцы — один народ», в Украине столкнулась с реальностью. Создается впечатление, что кремлевский план А был основан на ожидании, что граждане и политические элиты Киева, Чернигова, Сум, Харькова, Мариуполя или Николаева будут приветствовать оккупантов. Кремль ожидал, что Зеленский сбежит или сдастся. Сила руководства Украины, вооруженная оборона и гражданское сопротивление стали серьезным вызовом личным убеждениям стареющего диктатора.
Для Путина неспровоцированное вторжение его армии в другую страну является «специальной военной операцией», а не войной. Тысячи убитых украинцев и миллионы ставших беженцами не побудили Путина изменить свою любимую лексику. Тысячи российских протестующих и молчаливое неодобрение еще сотен тысяч не заставили его пересмотреть свои убеждения. Чтобы убедиться, что иллюзия Путина возобладала над реальностью, его режим ввел закон, предусматривающий уголовную ответственность за использование слова « война » и любое неодобрение развязанной им войны.
Когда иллюзии не соответствуют реальности, люди склонны реагировать насилием, пытаясь наказать реальность. Если человек является политическим лидером без каких-либо институциональных, правовых или моральных ограничений на его решения и действия, насилие может достичь непостижимых уровней, нанося ущерб жизням многих людей. Это, вероятно, является источником свирепости и злобы, продемонстрированных российскими войсками в Мариуполе, Буче и других оккупированных ими украинских населенных пунктах. И это, безусловно, источник полного отрицания Путиным своей ответственности за массовые убийства на Украине.
По мере развития путинской войны против Украины и вызванного ею международного конфликта будут подвергаться проверке как структурные, так и личностные факторы, вовлеченные в них. Стойкость Зеленского будет проверена, в частности, следующими этапами военных действий и экономическими трудностями, с которыми столкнулся украинский народ. Грядущий социально-экономический кризис и военные потери станут проверкой способностей Путина. Есть основания полагать, что личностный фактор будет иметь все большее значение для будущего Украины, России и мира, в котором мы живем.
*Михаил Минаков — Философ, руководитель Украинской исследовательской программы Института Кеннана (США)