ghost
Остальное

Загадка «Азовстали»: почему Путин отказался от штурма комбината

«Азовсталь»
21 апреля, 2022

Это 5 из 6 часть истории "Война в Украине 57-й день"

Слово «Азовсталь» сейчас знакомо даже тем, кто два месяца назад нашёл бы Мариуполь на карте. Этот огромный металлургический комбинат, по сути, город в городе, сейчас остаётся единственной частью Мариуполя, которая до сих пор принадлежит Украине.

Сейчас, по предположительным данным, на территории комбината находятся примерно две тысячи боеспособных защитников Украины (это морские пехотинцы и члены полка «Азов»), около пятисот их раненых товарищей и до тысячи гражданских лиц, по большей части, женщин и детей. От регулярных российских бомбёжек они укрываются в подземных переходах комбината, длина которых достигает 24 километров.

Утром в четверг Сергей Шойгу объявил, что весь Мариуполь, за исключением «Азовстали», находится в руках российских войск, и предложил штурмом взять последнее убежище «нацистов». Как ни странно, Путин отказался это делать во избежание потерь (у россиян они в Мариуполе и без штурма достаточно велики),  приказал заблокировать комбинат, «чтобы муха не пролетела». Министр, впрочем, удостоился похвал и поздравления с захватом Мариуполя.

В чём причина такого решения Путина, который вообще-то всегда руководствовался принципом «бабы ещё нарожают»?

Военный эксперт Алексей Арестович объясняет это двояко. Во-первых, на его взгляд, российское командование поняло: «Азовсталь» ему не взять. Это весьма правдоподобно: такую обширную территорию со множеством зданий и подземными помещениями легко и удобно оборонять, а вот захватывать – наоборот. И потери при этом будут такие, что впечатлят даже Путина.

Во-вторых, полагает эксперт, войска из Мариуполя Россия вместо штурма комбината отправляет севернее – туда, где сейчас идут основные боевые действия, где она стремится полностью завоевать Луганскую и Донецкую области. Поскольку исход войны решается именно там, то ни для России, ни для Украины нет смысла использовать где-то ещё любого солдата, которого можно отправить туда. Тем более что Мариуполь (точнее, руины этого ещё недавно красивого и богатого портового города) сейчас и в самом деле под российским контролем.

Однако вполне вероятно, что Путин руководствовался ещё и политическими соображениями.

Не так давно Зеленский предупредил, что гибель защитников Мариуполя исключит всякую возможность переговоров  агрессором. Реальность последних дней такова, что к предупреждениям украинского лидера стоит прислушиваться. Возможно, в Кремле решили, что не стоит окончательно сжигать мосты за собой.

Нынешняя война может закончиться тремя способами. Первый из них – это капитуляция Украины, но уже понятно, что её не будет ни при каком раскладе. Второй способ – капитуляция России, но этого варианта в Кремле по понятным причинам хотели бы избежать, хоть с Путиным, хоть без него. Следовательно, остаётся третий путь: переговоры и поиски такого компромисса, который более-менее удовлетворит обе стороны. Как любит говорить сам Путин, даже крысу не стоит загонять в угол – а Украина уже доказала, что она далеко не крыса.

Ни военных, ни гражданских из Мариуполя, скорее всего, не выпустят – если бы хотели выпустить, то сделали бы это уже давно. А вот использовать их как аргумент на переговорах вполне могут – и это тоже возможное объяснение отказа от штурма «Азовстали». Пока жители и защитники города живы, они остаются ценным предметом торга. Мёртвыми эти люди приобретут отрицательную ценность – за них не только ничего не дадут, но и захотят отомстить. А счёт к Путину и без того достаточно велик.

Так или иначе, судьба мариупольцев (как и остальных украинцев) будет решена не в этом городе, а к северу от него – там, где сейчас идут основные военные действия.

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>