ghost
Остальное

План Маршалла для Украины: кто и как будет восстанавливать ее после войны

План Маршалла для Украины
23 апреля, 2022

Cntre for Economic Policy Research (CEPR), не правительственная организация, объединяющая сотни экономистов-исследователей со всего мира, опубликовала доклад под названием «План реконструкции Украины». Это — внятный сценарий послевоенного восстановления экономики страны, созданный ведущими экономистами мира. Среди авторов доклада профессора MIT, Гарварда, Стокгольмской и Киевской школы экономики. Руководил его подготовкой  Юрий Городниченко, уроженец Украины, выпускник Киево-Могилянской академии, сейчас он профессор Беркли. Экономист Константин Сонин ответил на несколько вопросов «Утра Февраля» о важности  этого плана.

В Программе восстановления Украины названа конкретная сумма в $500 млрд. Из чего она состоит, из репараций?

Я не знаю. Здесь речь про репарации пока не идет, потому что пока что речь не идет про войну России с Украиной до победы над Россией. Мне кажется, весь мир воспримет победу над Россией, если российские войска будут убраны из Украины. Чтобы получить репарации, нужно победить гораздо серьезнее.

Сколько будет стоить восстановление Украины для России?

Я уверен, что произошедшее будет очень дорого стоить России в терминах потери  ВВП. Возможно, на протяжении десятилетий будут потеряны триллионы долларов. Но будет ли что-то заплачено Украине – в этом я не уверен. Думаю, есть значительный шанс на то, что Украине удастся отсудить какую-то часть из замороженных российских  активов и государственных, и частных лиц. Я думаю, что это будут десятки миллиардов, а может быть, и сто миллиардов долларов, но этих сумм недостаточно для того, чтобы восстановить разрушенное в результате войны.

Когда после Первой мировой войны Германии пришлось расплачиваться, это стало одним из факторов, который «привел»  страну к еще большей военной агрессии. Сейчас опасно облагать репарациям Россию, все-таки у нее ядерное оружие?

Честно говоря, я не так уверен, что Германия должна была выплачивать репарации и что это сыграло большую роль в росте нацизма и приходе к власти Гитлера. Я знаю, что это общепринятая точка зрения, но хочу обратить внимание на то, что Россию в 1990-е годы никто не просил выплачивать репарации, а наоборот, весь мир, в том числе страны Запада, помогали России и безвозмездно посылали гуманитарную помощь. Тем не менее, в России развился точно такой же нацизм, реваншизм, ресентимент, как в гитлеровской Германии. Может, в Германии и без репараций развивалось бы всё то же самое.

Независимость от российских энергоресурсов возможна в послевоенной Украине?

Мне кажется, что та Россия, которая будет безопасным соседом для Украины, будет и очень хорошим торговым партнером, потому что нет смысла становиться безопасным соседом, и при этом не становиться торговым партнером. В этом смысле, мне кажется, вопрос энергетической независимости будет не таким важным. Весь мир станет менее зависимым от российской нефти и газа, но для Украины это будет не самым острым вопросом.

А что будет самым острым?

Самым острым вопросом будет то, что любой «план Маршалла», любой план помощи и вообще любой момент, когда экономика совершенно разрушена и можно строить что-то новое – это всего лишь шанс на развитие, но нет никакого железного правила, что это развитие произойдет. С одной стороны, все знают чудесные истории быстрого послевоенного восстановления Германии, быстрого послевоенного восстановления Японии. Причем не только стран, которые проиграли войны. Например, Италия посередине войны перешла на сторону союзников, но «план Маршалла» дал толчок 40-летнему росту, итальянскому чуду, итальянцы догнали всю Европу. Даже при очень большой помощи и очень большом количестве накопленного хорошего и позитивного отношения к Украине, для не это все равно будет шансом – любую помощь можно разворовать, бессмысленно потратить, кто-то может погибнуть во время каких-то криминальных разборок, может так оказаться, что, например, украинская демократия не переживет этого и деньги достанутся какой-то узкой клике. Но это — шанс, на восстановление, на устойчивый рост и присоединение к семье развитых европейских демократий. Этот шанс, безусловно, у Украины будет.

После того, как Россия с большой вероятностью проиграет эту войну,  в ней произойдет смена политического режима?

Есть примеры, когда страна проигрывала войну, а смены режима не происходило. Есть такой пример и в российской истории. Россия проиграла очень позорно и обидно Русско-японскую войну, смены режима не произошло. В 1991 году Ирак, который вторгся в Кувейт, проиграл войну международной коалиции во главе с США. Иракская армия была разгромлена, ее остатки  были выведены из Кувейта, в Ираке никакого изменения политического режима не произошло. Саддам Хуссейн объявил о том, что он победил в этой войне и там еще много лет праздновали победу. Само по себе поражение, если его понимать как вывод российских войск из Украины, –  недостаточно для смены режима.

Как можно сейчас создавать план восстановления Украины, если непонятно, как долго продлится война и непонятен ее исход?

Мне кажется, это очень важно – создавать план развития Украины, потому что это показывает и украинцам, что есть свет в конце туннеля, что будет прекрасное будущее и они вернутся не в бедную и разгромленную в результате войны страну, а в страну, которой будет помогать весь мир, страну, у которой хорошие экономические перспективы. Это план — хорошая вещь. Беженцы гораздо охотнее вернуться в быстро развивающуюся страну, чем в страну, разгромленную войной, лишенной всяких перспектив. Мне кажется, что это очень хорошо, что такой план появился уже сейчас.

Но впереди — много перемененных, чем дольше будет длиться война, тем больше денег потребуется в него заложить.

Я думаю, что все нормальные люди и все нормальные политики хотят, чтобы эта война прекратилась как можно скорее. Вопрос в том, что никто не может сделать так, чтобы война эта прекратилась как можно скорее – это сложно. Это — основная проблема.

Президент Киевской школы экономики, советник главы офиса президента Украины Тимофей Милованов и один из авторов этого плана о том, какой может стать восстановленная после войны Украина: “Прямой ущерб инфраструктуре, который задокументирован, составляет около $83 млрд. Есть огромное количество неучтенных зданий, мостов, дорог, больниц в Мариуполе, Харькове, Чернигове, в Сумах. Общие потери украинской экономики составляют до $500 млрд или даже больше”.

На вопрос «Утра Февраля» сколько восстановление Украины будет стоить России ответил коротко: “500 млрд / 140 млн = 3 571 долларов на человека”.