ghost
Остальное

ЕР против Думы. Повесть о том, как поссорились Вячеслав Викторович и Андрей Анатольевич (в очередной раз)

фото: Известия
26 мая, 2022

Как известно, парламент в Российской Федерации — не место для дискуссий. И если таковая разгорелась, ситуация, вероятно, экстраординарная. Внезапная публичная дискуссия между Андреем Турчаком и Вячеславом Володиным о том, надо ли ездить политикам на Донбасс, имеет более глубокую подоплеку, чем может показаться на первый взгляд.

  • Володин осудил депутатов за частые поездки на Донбасс
  • Турчак, который часто туда ездит, ответил, что «не надо просиживать штаны»
  • Политики подобными визитами пытаются выслужиться

«Мода» на войну

Сейчас, спустя три месяца войны в Украине, российские власти стали заявлять о начале процесса полноценного «присоединения», или же, другими словами, аннексии захваченных украинских территорий.

Такое решение недостаточно провести одним лишь указом президента. Сотни тысяч украинских граждан нужно как-то заставить интегрироваться в российское информационное, правовое, экономическое и другие пространства.

И учитывая практически отсутствие коллаборантов в Херсонской и Запорожской областях, руководить процессом приходится приезжим российским политикам.

Одна из последних громких поездок состоялась у зампреда Совета Федерации Андрея Турчака и заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. Последнего называют новым куратором Донбасса вместо Дмитрия Козака. Также заместитель главы АП, по мнению экспертов, не справился с укрощением Украины, и после начала войны пропал из публичной плоскости.

Еще 5 мая Турчак и Кириенко посетили Мариуполь. В городе на тот момент еще вовсю шли ожесточенные бои за завод «Азовсталь», но высоким гостям из Москвы показали уже захваченный Мариупольский меткомбинат имени Ильича и мариупольский морской порт.

17 и 18 мая вице-премьер Марат Хуснуллин посетил оккупированные Херсон и Мелитополь, что в Запорожской области. Он пообещал направить деньги на восстановление региона после войны, которую сама же российская власть туда привела. Хуснуллин, как куратор любого строительства, вероятно, оценивал масштабы будущего финансирования, которое можно традиционно «освоить».

19 мая свердловские депутаты привезли на Донбасс гуманитарную помощь, а 24 мая губернатор Приморского края приехал в Украину даже в военной форме.

Своего рода «мода» побывать на войне, пусть и чисто формально и без конкретной цели, стала шириться в российском политикуме. Новая реальность, в которой оказалась страна после 24 февраля, обязывает любого публичного политика искать новые пути для продвижения по карьерной лестнице. Теперь путь лежит через прямое или косвенное участие в войне.

Донбасс вместо Лазурного берега

Сам спикер Госдумы Вячеслав Володин не остался в стороне от новых трендов. «У нас с вами есть возможность взять и инициировать изменения в закон о статусе депутата, чтобы все помощники депутатов ГД, а может быть, это распространить на другие органы законодательной власти регионов, местного самоуправления, принимались на работу только после прохождения службы в Вооруженных силах. Кто мешает?» — заявил Володин. А потом добавил, что это можно распространить на куда большее количество чиновников, в том числе и на самих депутатов.

Однако буквально на следующий день Володин боевой настрой поменял в сторону прагматичности подхода.

«Самое главное — не быть там обременением. Приезжают, а для них нужна специальная охрана, которая стоит столько, сколько вся спецоперация», — ответил спикер Государственной Думы во время общения с депутатом от КПРФ Николаем Коломейцевым. Политик-коммунист, как можно догадаться, предлагал поехать на охваченный войной Донбасс.

Вячеслав Володин сразу оценил риски такой поездки, поэтому решил не ехать в принципе. Однако такую претензию не оставил без внимания Андрей Турчак, ведь фактически это был камень и в его огород. Слова он не подбирал.

«Комментировать поездки депутатов на Донбасс могут только те, кто там бывал. Вопросы об обременении, охране этих ребят — депутатов, которые звучат с высоких трибун, не могут не вызывать у нас вопросов. О какой охране может идти речь? Наши депутаты будут продолжать эту работу до тех пор, пока она будет необходима жителям. Я уже говорил, что комментировать эту работу может только тот человек, который непосредственно находился там. Был там и пропустил это все через себя. А не просиживал штаны в удобных креслах», — резко окончил свой ответ Володину Андрей Турчак.

Партия против парламента

Партия и государственный аппарат традиционно имеют конфликт, гласят учебники по политологии. Даже когда в стране авторитарный режим, а партия также одна — это не избавляет единую вертикаль власти от противоречий внутри.

Системность конфликта видит в этом один из лидеров оппозиции Илья Пономарев: «Володин по своему характеру человек ревнивый, он любит, чтобы у него все ходили по струнке. Если Турчак начинает делать что-либо без согласования, то Володин видит в этом самостоятельную политическую игру, и начинает ее пресекать. Это отличие Володина от Суркова, у которого все ходили сами по себе, но по заранее проложенным рельсам, тогда как Володин хочет лично всеми руководить. Интересно, чем закончится это противостояние, потому что в некотором смысле это битва за парламент: спикер парламента или глава партии».

Такое же мнение высказал политолог Евгений Минченко телеграм-каналу «Радиоточка НСН»: «Это выяснение отношений не между Турчаком и Володиным, а конфликт, описанный еще в классике политологии, кто главнее — партия или фракция, какая дисциплина важнее — партийная или парламентская. Теперь мы видим, что объективные противоречия вылились в словесную перепалку. Ничего страшного не произошло».

Многочисленные примеры из истории подтверждают такой принцип: партайгеноссе Борман конфликтовал и с «силовиком» Гиммлером, и с председателем Рейхстага Герингом.

Особенно чувствуется обострение во времена кризиса, когда надо быть заметнее для людей, чтобы не упустить свой шанс на перспективу. Поэтому подобный конфликт произрастает не только из политических трендов, но и по причине внутриэлитной конкуренции.

Публичная перепалка топ-политиков действительно необычайная редкость для современной России. Однако если даже конфликт Пескова и Кадырова в итоге сошел на нет, то стычка менее ярких и менее радикализированных политиков тем более не будет иметь последствий. Это лишь обнажает нарастание внутренних проблем, которые еще проявятся в полной мере в будущем.