Если коротко – он выразил уверенность, что Москва не применит тактическое ядерное оружие в войне с Украиной. И повторил официальную позицию Кремля о том, что многочисленные свидетельства о военных преступлениях российских военных — это фейки.
По словам посла, стабильная ситуация поддерживается посредством «проведения ограниченной военной операции». Примечательно, что «операция» стала не специальной, а военной, это слово уже не обходят стороной.
Келин пояснил, что ядерное оружие можно применять только в случае угрозы существования государства. Ему парировал журналист ВВС, отметив, что одним из аргументов российской стороны о нападении на Украину стала как раз, как утверждают в Кремле, угроза существования России из-за якобы планов Киева получить ядерное оружие. На что Келин ответил, что Москва решает эту проблему проведением «ограниченной военной операции»: «Возможно, вы заметили, что мы не наращиваем там численность своих вооруженных сил. Мы считаем, что их достаточно, чтобы решить наши задачи».
Дипломатический язык всегда отличается тактичностью и аккуратностью. Послам не следует высказываться эмоционально и тем более угрожающе. Это можно проследить, если анализировать речь дипломатов. Чтобы не накалять обстановку, они профессионально сглаживают углы — это суть их работы.
Но нужно отделять реальность от теории и требований этикета. Российскую власть отличает ложь. Мы уже неоднократно рассказывали, как официальная позиция менялась. И о ядерном оружии Россия высказывалась неоднозначно. Кремль рассуждал о недопустимости его применения, а потом о возможности, если будет угроза. Про высказывания Путина и «ядерную кнопку» также стоит помнить. Президент часто упоминал в своих выступлениях ядерное оружие.
Относиться однозначно к сказанному Келиным сложно. Слова не имеют ничего общего с действительностью. Власти России отрицали свои планы по нападению на Украину. Анализировать слова власти и верить им становится бессмысленным занятием.
Хочет ли Россия использовать ядерное оружие, мир может узнать только постфактум. Не стоит отрицать и вариант, согласно которому сами российские власти еще не решили этот вопрос. Напомним, что о планах войны с Украиной знали не все, а лишь круг приближенных к Путину. Вряд ли таковым является посол России в Великобритании.