Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин дал поручение восстановить работу немецкого рентгеновского телескопа eROSITA на космической обсерватории «Спектр-РГ». После 24 февраля телескоп был отключен и переведен в безопасный режим германской стороной.
Орбитальный аппарат «Спектр-РГ» («Спектр-Рентген-Гамма») — совместный российско-германский проект, стартовавший в 2019 году. После отключения немецкого телескопа российский продолжает работу. Однако теперь программу исследований пришлось скорректировать. Ожидалось, что Германия даст «добро» на восстановление работы обсерватории в полном объеме, однако в «Роскосмосе» решили дальше не ждать, а Рогозин заговорил о морали и этике:
«У тех в Берлине, кто принимал решение по отключению немецкого телескопа из русофобских политических соображений, не было на это морального права. Работа космической обсерватории необходима для науки. Мы исправим ошибку немцев и включим их телескоп на нашей обсерватории «Спектр-РГ»».
Сроки восстановления Рогозин не назвал.
Популяризатор космонавтики Виталий Егоров комментирует решение «Роскосмоса»:
«Телескопы работали в паре, наблюдая все небо в рентгеновском диапазоне. Российский наблюдает в жестком диапазоне, а немецкий в мягком, т. е. они дополняли друг друга и позволяли лучше понять строение наблюдаемой Вселенной.
С началом «специальной военной операции» и в знак протеста ей немецкая сторона отключила свой телескоп и заморозила сотрудничество с российской стороной. Теперь же «Роскосмос» хочет включить немецкий телескоп в обход указания его хозяев. Получается, что российским ученым во имя благого дела — знаний о космосе — придется нарушить базовую заповедь «не укради».
«Роскосмос» нарушит, он это уже не раз делал, а вот пройдут ли этот экзамен на порядочность и человечность ученые Института космических исследований РАН — посмотрим».
При этом российские ученые скептически отнеслись к идее Рогозина. Научный руководитель проекта «Спектр-РГ» академик Рашид Сюняев заявил в интервью «Интерфаксу»:
«Это замечательный прибор, абсолютно мирового класса, который уже дал очень много данных. Все мы мечтаем, чтобы он вернулся к активной работе. Но это удивительно сложный прибор, и если мы примем решение пренебречь соглашениями с партнерами и самостоятельно его включить, это может его просто погубить.
Этот прибор надо включать по соглашению с немецкой стороной. Нужно объяснить, провести переговоры, чтобы обе стороны понимали, что и в далеком будущем — лет через 10-20-30 — на наши спутники можно будет вновь ставить иностранные приборы экстра-класса, и действия с ними будут по меньшей мере согласованы».
По мнению академика, односторонние действия в нынешней ситуации могут только добавить еще больше недоверия между людьми.