Злые языки утверждали, что бизнес в этих странах слишком тесно связан с Россией, и потому их руководители стараются не портить отношения с Путиным, не желая раздражать национальные деловые круги. Языки еще более злые намекали, что и сами лидеры материально заинтересованы в дружбе с Путиным. Ну а сами они называли другие причины своего отсутствия, более благовидные.
И вот теперь стало известно, что Олаф Шольц, Марио Драги и Эмманюэль Макрон все-таки намерены посетить Киев еще до конца нынешнего месяца. Точная дата пока не названа, однако известно, что этот визит состоится раньше саммита Большой семерки, назначенного на 26 июня – но, видимо, уже после саммита Евросоюза 23–24 июня, где будет решаться вопрос о предоставлении Украине статуса кандидата в члены этой организации (о том, почему это важно, речь пойдет чуть ниже).
Зачем Шольц, Макрон и Драги едут в Украину? На первый взгляд, ответ представляется очевидным – чтобы избавиться от назойливого вопроса «Почему вы до сих пор не ездили в Киев и не встречались с Зеленским?». В конце концов, из этих троих сейчас хорошо только Макрону: он недавно был переизбран на второй срок и теперь может чувствовать себя относительно уверенно. Иное дело – Драги и особенно Шольц, которому уже даже его товарищи социал-демократы грозят отстранением от должности за половинчатую позицию в украинском вопросе. В такой ситуации избавиться хотя бы от одной претензии к себе – уже неплохо.
Но стоит вспомнить слова самого Шольца: «Я не отношусь к людям, которые встречаются, чтобы только сфотографироваться. Когда я куда-то еду, то всегда с очень конкретной целью». Следовательно, и в этой поездке у него есть предметная цель. А значит, есть она и у Драги, и у Макрона.
Два последних лидера (Макрон – более активно, Драги – менее) с самого начала войны настаивают, что ради мира нужно в чем-то уступить Путину. Шольц же мечет в адрес Путина громы и молнии, но ведь политика оценивают не по словам, а по делам. Дела, а не слова Шольца таковы, что Украина до сих пор не получила от Германии тяжелой военной техники – хотя обещано ее было уже столько, что хватило бы разгромить войска Путина и водрузить над Кремлем жовто-блакитный прапор. На деле Шольц гораздо менее отличается от своей предшественницы, чем на словах, а это заставляет думать, что в действительности их политические позиции схожи, несмотря на принадлежность к разным партиям. На фоне этого деятеля даже Макрон выглядит решительно. Можно сколько угодно смеяться над этим президентом, однако ВСУ обстреливают российские позиции в том числе и из французских «Цезарей».
Но если европейское трио и в самом деле едет в Киев, чтобы склонить Зеленского к уступкам, эта задача не выглядит легкой. Как уже говорилось, к тому времени будет решен вопрос о приеме Украины в Евросоюз, так что здесь ставить условия не получится. Впрочем, и Германия, и Италия, и Франция выступают за то, чтобы Украина получила статус кандидата, и было бы странно менять свою позицию в последний момент.
Да и вообще давить на Зеленского – задача не из простых, достаточно вспомнить его биографию. Мягкий и уступчивый человек вряд ли смог бы выжить и добиться успеха в серпентарии шоу-бизнеса. А позиция Зеленского известна: сначала – отвод российских войск туда, где они были 23 февраля, а уж после – прекращение огня и переговоры.
Но даже если бы Зеленский решил уступить высоким гостям, ему просто не позволят это сделать. Общественное мнение в Украине твердо настроено на изгнание захватчиков со своей земли, а в нынешней ситуации общественное мнение – это все.
Поэтому, вопреки словам Шольца, эта поездка, скорее всего, сведется к тому, что европейская троица сфотографируется вместе с Зеленским – вот и все. Разве что в своих странах эти политики избавят себя от некоторых неудобных вопросов.