Полномасштабное вторжение российских войск в Украину, начатое на рассвете 24 февраля и ставшее очередным актом войны, развязанной Кремлем еще 20 февраля 2014 года, остро поставило вопрос: «Так чья это война, Путина или всей России?». Правомерно ли (этично ли) говорить о коллективной ответственности граждан России за совершаемые властью преступления?
Ответы на эти вопросы мы слышим самые разные, от полного и безапелляционного «там все такие, нет никакой разницы!» до «нельзя возлагать на весь народ вину за преступления власти и армии». Андрей Орлов, известный как Орлуша, поэт-сатирик, журналист и политтехнолог, вчера, 13 июня, опубликовал на своей страничке в ФБ такое стихотворение:
Сдохнет ли карлик?
Я думаю — сдохнет,
Только Россия при этом — не охнет.
День порыдает, сопливо всплакнет,
Новые войны «святые» начнет,
Будет везде продолжать говорить,
Что она «может всегда повторить»,
Будет больницы и школы бомбить,
Чтобы заставить себя полюбить,
Будет весь мир от «нацизма» лечить,
Братьев в сортире привычно мочить,
Вам не понятно? Сейчас помогу:
Путин живет у России в мозгу,
Мне, как поэту, давно очевидно:
Путин — бессмертен, а это обидно…
«Путин живет у России в мозгу!» — утверждает поэт.
Похожего мнения придерживается и немецкий историк, профессор Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, доктор Мартин Шульце Вессель. В своем интервью корреспонденту BBC доктор Мартин отметил следующее:
«Вопрос коллективной ответственности непростой. С одной стороны, понятно, что Путин — диктатор, который лично решил развязать эту войну. Но, кроме того, есть и ответственность России и россиян. Путин не действует в пустом пространстве, он действует в культурном контексте, и можно даже сказать, что он — продукт этого контекста». Говоря о намерениях Путина относительно Украины, профессор истории подчеркивает, что «Путин в своем выступлении еще в июле прошлого года дал понять, что не хочет существования Украины как независимой нации. Он начал войну против украинской нации, а любая война против нации имеет измерение геноцида». Сравнивая ситуации в нацистской Германии прошлого века и современной России, Мартин Шульце Вессель констатирует следующее: «Сравнивать ситуацию в современной России и Германии, по крайней мере, в начале Второй мировой, сложно. Однако в обоих случаях речь идет о том, что политическое лидерство невозможно без поддержки людей. В России это поддержка армии, поддержка бизнеса, и, следовательно, это не война Путина, это война России».
В поддержку этой оценки общественных настроений в России говорят и результаты социологического опроса, проведенного ВЦИОМ 26 мая этого года. Согласно данным социологов, так называемую специальную военную операцию в Украине поддерживают 72% россиян, против высказалось лишь 18% и еще 10% «затруднились», а скорее, просто побоялись ответить. «Уровень поддержки российским обществом специальной военной операции в течение трех месяцев мониторинга сохраняется на стабильно высоком уровне», — констатируется в сообщении ВЦИОМ.
Сергей Лойко, журналист, переводчик и писатель российского происхождения, автор множества репортажей из горячих точек планеты, в том числе и из осажденного Донецкого аэропорта, автор нашумевших романов «Аэропорт» и «Рейс», а ныне доброволец теробороны ВСУ, уверен, что россияне безусловно несут коллективную ответственность за эту войну. «Мы виноваты в том, что позволили Путину прийти к власти и узурпировать ее. Мы не остановили его ни в 2014-м, ни сейчас. В этом наша, граждан России, вина перед всем народом Украины. Я считаю своим долгом, долгом россиянина, встать сейчас с оружием в руках на защиту Украины от этой варварской агрессии», — ответил Сергей на мой вопрос.
В то же время российский оппозиционный политический и общественный деятель Ольга Курносова в своем разговоре с автором высказала категорическое несогласие с такой постановкой вопроса. «Никакого Путина в мозгу у России нет! — отметила она. — Мы это видим по тем, пусть и немногочисленным, акциям протеста против агрессивной войны кремлевского режима в Украине. И в первую очередь, мы это видим по реакции молодого поколения на те проявления публичного отрицания путинской политики, как, например, выступление Юрия Шевчука в Уфе. Или как огромный, заполненный молодежью зал в моем родном Питере на концерте группы “Кис-Кис” скандирует “х… войне!”». По мнению Курносовой, масштабная пропаганда, на протяжении многих лет промывающая мозги россиянам, конечно, сделала свое черное дело. «Среди старшего поколения, привыкшего смотреть телевизор, а не на реалии жизни, такие настроения есть. Но это далеко не вся Россия! — резюмировала Ольга. — А что касается результатов социологических исследований, то в условиях тоталитарного режима, борющегося жесткими карательными методами с любым проявлением свободомыслия, эти социологические исследования не стоят ничего».
А вот какое мнение высказал российский социолог, один из исследователей путинизма как социальной и политической системы Игорь Эйдман. «Путин — это продукт КГБ и имперских шовинистических настроений, которыми заражена часть российского общества, — отметил Игорь, отвечая на вопрос автора. — Путин смог поселиться в мозгу у России только потому, что в стране не произошло реального избавления от кровавого наследия прошлого тоталитаризма. Россия будет порождать новых “путиных” себе на голову до тех пор, пока не произойдет этого внутреннего очищения и покаяния. Германии для этого понадобилось проиграть страшную Вторую мировую войну. Россия, подавляющая часть ее населения, не воспринимает пока войну в Украине как “большую войну”. Для них это локальная война, которая ведется где-то, не очень рядом с домом. Российское общество еще не восприняло и не ощутило горечи тех потерь, которые несет им эта война. А с эмпатией в российском обществе действительно плохо».
Накануне Румынской революции 1989 года, которая свергла режим «коммунистического» диктатора Николае Чаушеску, и в результате которой сам Николае был осужден и расстрелян вместе со своей женой Еленой во дворе воинской части в городе Тырговиште, социологические исследования показывали единодушную поддержку диктатора народом страны. В поддержку Чаушеску не вышел никто, а арестовали, судили и тут же привели приговор в исполнение его ближайшие сподвижники. Такова судьба большинства диктаторов. Я не покривлю душой, если скажу, что сейчас, в разгар агрессивной войны, особенно когда стали известны зверства российских военных на временно оккупированных территориях, отношение жителей Украины к россиянам мало чем отличается от отношения людей в СССР к немцам во время Великой Отечественной войны. Слишком много аналогий, слишком много крови и убийств. Но реальность всегда сложнее и многограннее, чем ее эмоциональное восприятие. И именно поведение российского общества по окончании этой войны, которая закончится, увы, только в результате ухода от власти узурпатора Путина, даст ответ на вопрос, так кто же виноват в этом преступлении: только Путин или весь народ России.