С одной стороны, понтифик на встрече с журналистами отдал дань уважения украинским воинам, сражающимся за свою землю. Папа вроде как искренне сочувствует украинцам, говорит, что россияне думали, что все закончится за неделю, но они столкнулись в Украине «с храбрыми людьми, людьми, борющимися за выживание и имеющими историю борьбы». Заодно он ужаснулся свирепости путинского воинства: «Но столько жестокости, как не остановить?», сравнивая то, что оно творит на украинской земле с геноцидом в Руанде, произошедшим в 1994 году. «Двадцать пять лет назад мы пережили то же самое с Руандой», – отмечает он.
С другой – тот, кто ищет новости по этой теме в интернете, не можете не заметить, как обильно цитируют главу Святого Престола российские СМИ. И это после того, как понтифик высмеял патриарха РПЦ Кирилла, рассказав, как во время их последнего общения тот 20 минут «читал ему лекцию» по бумажке, а также после того, как он назвал его «алтарником Путина». Что же теперь так понравилось российским СМИ в интервью Франциска?
«… мы не видим всей разворачивающейся за этой войной драмы, которая, возможно, была как-то или спровоцирована, или не предотвращена. И обратите внимание на интерес к испытаниям и продажам оружия», — сказал глава Святого Престола. И вообще, по его мнению, все не так однозначно. Нет Красной Шапочки и Серого Волка. То бишь и Украина не столь невинна (не Красная Шапочка), и Путин не Серый Волк (его бедняжку спровоцировали, а так-то он добрейшей души человек).
Про то, что Путин напал на Украину, потому что его «спровоцировали», дон Бергольо за последние три месяца говорит уже не первый раз. Так 3 мая 2022 года в интервью газете Corriere della Sera он заявил, что не знает, спровоцировали ли Путина, но допустил, что такой провокацией мог быть «лай НАТО у ворот России». По его словам, про этот «лай» ему рассказал один мудрый европейский политик. Тот факт, что понтифик считает этого человека «мудрым», говорит, что эти его слова пришлись ему по сердцу.
Итак, в сжатом виде сказанное Франциском сводится к следующему. Идущее кровопролитие ужасно, но Путин не Серый Волк, не абсолютное зло. К нападению на Украину его своим отвратительным «лаем» подтолкнуло НАТО. То есть Путин — не волк, зато члены НАТО — собаки. Понятно. Идем дальше.
Помимо этого «лая» в войне виноваты те, кто испытывает и продает оружие. Собственно, это основные тезисы последнего выступления Папы Римского, относящиеся к войне России против Украины.
Что здесь главное. Папа Франциск, как известно, из Южной Америки, из «пылающего континента», как называла эту часть света советская пропаганда. Там же в Южной Америке в 60-е годы XX века среди части католических священников возникло левое движение Теология освобождения. Идеологи этого направления в католической церкви выступают с достаточно типичных для западных левых позиций. С одной стороны, они выступают против разных форм угнетения, считают Христа освободителем, защитником бедных и угнетенных. Так одна из представительниц Теологии освобождения, лауреат Нобелевской премии мира мать Тереза говорила: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму».
С другой стороны, сторонники Теологии освобождения это самое освобождение нередко понимали не столько как освобождение социальное, сколько как национальное. Это особенно характерно для латиноамериканских левых, для которых это освобождение сводилось в конечном счете к «антиимпериализму», под которым по определению понимался антиамериканизм. Например, современного российского империализма они в упор не видят. Таким образом все «освобождение» в конечно счете сводилось для них к созданию независимых от США национальных «социализмов» в духе Венесуэлы Уго Чавеса — также большого поклонника Теологии освобождения, и его нынешнего наследника Николаса Мадуро.
Папа Франциск к Теологии освобождения официально отношения не имеет, но при этом не скрывал своей симпатии к одному из видных «теологов» этого направления бразильскому богослову Леонардо Боффу. Последний, после избрания Бергольо Папой Римским, писал: «Меня воодушевляет этот выбор, который я рассматриваю как залог церкви простоты и экологических идеалов». В свою очередь Франциск ответил ему, что приветствует его как брата, вспоминает об их первой встрече в Сан-Мигеле в ходе заседания Латиноамериканской конференции монашествующих, заверяет о своих молитвах о нем и пишет, что продолжает читать его труды.
Между тем Бофф, как типичный левый, конечно же, клеймил Джорджа Буша-младшего за войну в Ираке, но ничего неизвестно о его критике иракского диктатора Саддама Хусейна, на совести которого были массовые убийства его соотечественников, в частности, десятков тысяч иракских курдов. То есть классика жанра современных «левых» – между американской демократией и иракским национал-социализмом Саддама Хуссейна Бофф выбирал сторону последнего.
Заявления Франциска об украинской войне — еще один яркий пример того, в какой интеллектуальный тупик зашло со своим «антиимпериализмом» левое и либертарианское движение на Западе. Те же слова понтифика о том, что к нападению на Украину бедняжку Путина «спровоцировал» «лай» НАТО… И это притом, что и до этого нападения, и даже сейчас, когда оно идет уже больше трех месяцев, ни о каком приеме Украины в состав Североатлантического альянса речь не идет!
А намеки главы Святого Престола на то, что эту войну «спровоцировали» производители и торговцы оружием? Внешне это, конечно, почти что «марксистский» подход, но какое отношение к реальности он имеет? Где был и что делал Папа Римский в тот момент, когда все ведущие западные лидеры, начиная с Джо Байдена и заканчивая Олафом Шольцем и Эмманюэлем Макроном, только в ногах у Путина не валялись, умоляя не начинать эту войну? В этом он увидел лоббирование ими интересов военно-промышленных комплексов своих стран?…
Если же серьезно, то слова Папы Франциска о причинах войны в Украине — это показатель того, куда политиков и интеллектуалов левого толка завели метания между гуманистическими идеалами и поддержкой любых авторитарных правителей, лишь бы те были «независимы» от Америки. Эти метания привели их прямиком от Теологии освобождения с ее специфическим «марксизмом» к банальной конспирологии и теориям заговоров, не имеющим ничего общего с реальностью.